Командир полка Дурыманов и летчики полка с индийскими коллегами
Бойкот полетов - бойкотом, но - слово В.И. Лебедеву: «Я не видел старательнее наций, чем индусы, китайцы и индонезийцы».
После индийцев в Сеще переучились три экипажа и 18 техников ВВС Ирака. Командование приняло решение резко повысить классность личного состава полка, который выполнял ответственейшую международную задачу: всем пилотам получить 1-й класс, освоить полеты строем на высотах до 8 километров в любую погоду днем и ночью. «Если днем - ПМУ, тогда ходили строем. Если сложная - заход на посадку в СМУ», — вспоминает Лебедев.
К началу 1963 г. все летчики полка имели 1-й класс. Вообще об уровне подготовки летного состава говорит такой факт: в мирное время за налет в сложных метеоусловиях заместитель командира полка подполковник Шарафутдинов был награжден пятью (!) орденами Красной Звезды.
В 1963 г. на Ан-12 переучились 15 экипажей (90 человек) и 166 техников ВВС Индии, в 1964 г. - два экипажа и 14 человек наземного персонала ВВС Кубы, два экипажа и 16 техников ВВС Индонезии, семь экипажей и 19 человек наземного персонала ВВС Алжира.
В 1964 г. для подготовки экипажей на «местах» в Индонезию и Кубу в годичную командировку отправили летчиков и техников 566-го ВТАП. Впервые полк вышел на международную арену в 1961 г., когда семь экипажей оказывали интернациональную помощь Йеменской республике.
В Индонезии работало четыре экипажа под командованием подполковника А.С. Бокова. Экипаж подполковника Е.В. Сподина готовил кубинцев.
Один Ан-12 разбился в Индонезии летом 1964 г. При взлете с аэродрома Талембанг (Южная Суматра), когда передние колеса «Ана» уже оторвались от полосы, у самолета один за другим стали сдавать двигатели. Первым отказал 4-й мотор, винт пошел в раскрутку. Самолет выбросило с полосы вправо, где был мелкий карьер. Самолет ударился средней частью фюзеляжа об эскарп карьера и переломился. Находившийся в кабине экипаж отделался ушибами, а все, кто был в грузовой кабине, погибли. Причину катастрофы установили быстро - некачественное топливо. Залитый в баки керосин был поражен грибком. Грибки забили фильтры, из-за чего топливо попросту перестало подаваться к двигателям.
В 1965 г. обучение проходили представители ВВС Индонезии и Алжира.
Видимо, последними иностранцами, проходившими переучивание в Сеще, стали китайцы.
В дальнейшем обучение иностранных специалистов полетам на транспортных самолетах советской конструкции производилось в Иванове.
Видимо, последними иностранцами, проходившими переучивание в Сеще, стали китайцы. В историческом формуляре есть любопытная запись, которую имеет смысл процитировать полностью:
- В 1966 г. личный состав 4-й эскадрильи под командованием майора Мегега Б.И. приложил много труда, чтобы подготовить из китайцев летчиков, штурманов, техников, способных летать и готовить матчасть самолета Ан-12 к полетам. Необходимо отметить, что китайские специалисты (особенно из них Сунь-Кай) делали попытки в разговорах с нашими военнослужащими навязывать великодержавную политику, в какой-то степени спровоцировать на конфликт. Им в спокойном тоне объяснялась политика нашей Партии и Советского Правительства. Им были показаны кинофильмы «Ленин в 18 году», «Человек с ружьем», «Депутат Балтики», «Коммунист», «Чкалов».
Всего в 1961-1966 г.г. силами полка на самолет АН-12 было переучено более 600 человек летного и наземного состава ВВС иностранных государств - Индии, Индонезии, Кубы, Ирака, Алжира, Сирии, Китая, Польши...
В 1961 г. самолетами 566-го полка из-под Свердловска в Москву были доставлены обломки сбитого американского самолета-разведчика U-2. В том же году полк (15 экипажей) принимал участие в воздушном параде в Пушкино. 15 экипажей полка принимали участие в знаменитом воздушном параде 1967 г. в Домодедово.
В 1968 г. обострилась внутриполитическая обстановка в Чехословакии. Определенные мероприятия в связи с чехословацкими событиями в вооруженных силах СССР начали проводиться еще до пика «Пражской весны». Так, приказом Главкома ВВС два лучших классных отделения выпускного курса Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов были отозваны с аэродрома Кустанай, где проходили стажировку на бомбардировщиках Ил-28. В Челябинске без пяти минут лейтенантам резко изменили программу обучения - началось срочное переучивание на Ан-12. За теоретическим переучиванием последовала практическое - в строевом полку, который дислоцировался в Мелитополе. Едва ли не впервые в ВТА, по окончании практического переучивания еще курсантам была присвоена квалификация «штурман 3-го класса».
Ранней весной «штурманы 3-го класса» оказались уже в Сеще, а в марте принимали вместе со всем полком участие в учениях «Весенний гром», которые проводились в ответ на учения НАТО «Полярный экспресс».
«Весенний гром» отнюдь не являлся подготовкой к вторжению в братскую социалистическую Чехословакию. Ан-12 отрабатывали перевозку людей и грузов на грунтовой аэродром Дальней Авиации, расположенный на Кольском полуострове. На том аэродроме из всех средств радиообеспечения работали только дальний привод и связная радиостанция. Посадка выполнялась при установленном метеоминимуме, так что свежеиспеченным штурманам пришлось сдать серьезный экзамен. И не только штурманам - большинство командиров кораблей имело воинское звание старший лейтенант.
В день авиации, 18 августа 1968 г., как обычно состоялось торжественное построение с последующими не менее праздничными застольями. Во второй половине дня сыграли боевую тревогу. «Несмотря на состояние души и тела, весь личный состав прибыл на аэродром», - так образно выразился один из тех молодых штурманов лейтенант (впоследствии штурман 18-й гвардейской ВТАД гвардии подполковник) Борис Авдеевич Васин. По тревоге 566-й ВТАП поднимался первым в 12-й дивизии. Вечером полк перебазировался на аэродром Поставы, ближе к границе. В Сещи остался единственный Ан-12, который находился на регламенте в ТЭЧ. За ночь на этом самолете были выполнены все положенные работы, а утром самолет перелетел в Поставы. Боеготовность полка - 100%! А дальше, как и другие полки ВТА, 566-й ВТАП перевозил в Чехословакию людей и грузы.