Военный летчик 1-го класса майор И.В. Карпенко
Большинство летного состава 790-го ИАП составляли летчики 1-го класса и военные летчики-снайперы, что не удивительно для полка, прикрывавшего Москву от возможного нападения вероятного агрессора. К примеру, в 1 982 г. в 790-м полку служило 26 летчиков 1-го класса и шесть пилотов 2-го класса, военных летчиков 3-го класса не имелось. Высокая классность, однако, не гарантирует от катастроф, авиация — есть авиация. В катастрофах гибнут не только «зеленые» лейтенанты... 20 августа 1980 г. разбился МиГ-25ПД, который пилотировал начальник штаба 1-й эскадрильи военный летчик 1-го класса майор Х.А. Муратов. 3 марта 1981 г. погиб в катастрофе на МиГ-25ПД старший штурман полка военный летчик-снайпер подполковник В.К. Фадеев. 3 сентября 1982 г. — заместитель командира полка военный летчик-снайпер подполковник В.М. Клюкин.
Один из маршрутов, по которым летали и летают перехватчики 790-го ИАП, проходит над жемчужиной России — озером Селигер. На Селигере есть поверье: лед с озера не сойдет и не встанет, пока Селигер не заберет себе жизни троих человек. К сожалению, чаще всего поверье подтверждается (осторожнее рыбу надо ловить по первому и по последнему льду). Каждый год, за первые три года эксплуатации в 790-м ИАП, перехватчики МиГ-25 уносили по одной жизни... Последняя в полку катастрофа МиГ-25-го произошла 20 марта 1990 г. — на посадке разбился старший лейтенант К.А. Бабаханов, самолет упал между торцом ВПП и ближним приводом.
В начале 80-х годов появилась новая угроза — крылатые ракеты большой дальности, осуществлявшие полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности и маневрированием по курсу. Поначалу адекватного ответа на появление у вероятного противника нового типа стратегического оружия у нас не имелось. Перехватчик МиГ-25, вне всякого сомнения, являлся эпохальным аэропланом, но «пониже и помедленнее» — не его стихия. Однако, за не имением других средств, к отражению налета крылатых ракет стали готовить пилотов МиГ-25П. В 1982 г. 14 летчиков полка прошли подготовку к ведению воздушных боев в составе пары на малых и предельно малых высотах, то есть — к уничтожению крылатых ракет «Томагавк». Тут уместно опять вспомнить про Селигер. В конце 80-х годов, в соответствующих обстоятельствах, среди местных рыбаков хитами считались две байки. Первая — как один мужик с моторной лодки заблеснил лося в надежде порадовать домашних необычным уловом. В результате дяденьке пришлось вытаскивать свою «Казанку» из леса, куда ее затащил лось. Вторая — такой большой самолет с двумя хвостами волной лодку накрыл. В первом случае возникает закономерный вопрос: а какой толщины леска была на спиннинге того рыбака, ежели ее лось не порвал при буксировке? Со второй байкой все не так просто. «Медицинский факт» — деревянные домики селигерских деревень и поселков нехило качались, когда над ними на форсажах проходила пара 25-х, а один из ветеранов полка вспомнил, что действительно был в части любитель погонять рыбаков... Это называлось «отработка воздушных боев на малых и предельно малых высотах».
![]() |
![]() |
Возвращение с полигона 1990 г. В "ЗШ" — командир попка полковник О.А. Безус | МиГ-25ПУ — памятник в гарнизоне Хотилово |
В 1987 г. над боевыми порядками полка пролетел Руст. Полет Руста и сегодня хранит немало загадок. До сих пор так и не опубликован маршрут, по которому летел германский «ас». Известно, что к «Цессне» подходили советские истребители-перехватчики. В любом случае, посадка Руста на Красной площади стала возможной отнюдь не по причине потери бдительности ПВО в его нижнем и среднем звене. Кто-то опять не решился взять на себя ответственность... Оргвыводы после того, как Руст сделал из Васильевского спуска «Шереметьево-3», последовали, и еще какие. Волна отстранений от должностей генералов и офицеров прокатилась с самого верха до полкового уровня.
Как и другие полки, 790-й ИАП отрабатывал маневр перебазирования на аэродромы рассредоточения. В 1988 г. личный состав освоил аэродромы Правдинск, Пермь, Омск, Сарышаган, Летнеозерский, Ржев.