Роспуск пары перед заходом на посадку
На постаменте в гарнизоне Хотилово установлен МиГ-25ПУ с бортовым номером «51». Летчик-космонавт Светлана Савицкая установила мировой рекорд на строевом МиГ-25ПУ с бортовым номером «51» голубого цвета. Номер на «хотиловском» МиГе вначале тоже был голубым, потом его перекрасили. В формуляре же самолета есть роспись Савицкой. Не исключено, что памятником стал тот самый рекордный МиГ.
Перехватчики МиГ-25 790-го ИАП эксплуатировал едва ли не дольше всех, перевооружение на МиГ-31 началось только в 90-е годы. Перехватчик МиГ-31, к сожалению, остается в тени всемирно известных МиГ-29 и Су-27, особенно — среди публики, от авиации достаточно далекой. Оно понятно: на шоу сердца зрителей покупают высшим пилотажем. И совсем не обязательно, чтобы в кабине 29-го сидел Николай Дятел, а в «сушке» Игорь Ткаченко... Самолеты такие! Ну и летчики тоже. Тем не менее «чемодан» МиГ-31 тоже способен «пощекотать» нервы, но такие полеты не для авиационно-космических выставок. В частях ходит видеозапись прощального полета одного из командиров полков, вооруженных 31-ми. Перехватчик несется на высоте фонарных столбов, после чего пилот начинает в плавном (!) наборе высоты выполнять бочку. Поверить со слов в подобный полет невозможно, но существует видеоподтверждение. Конечно, полет является воздушным хулиганством чистейшей воды, только вот пока существует истребительная авиация будет существовать «воздушное хулиганство» (Редакция журнала категорически против воздушного хулиганство и обеими руками за жесткое выполнение всех требований относительно безопасности полетов). Летчик-испытатель А.В. Федотов в 60-е годы на МиГ-25-м установил несколько мировых рекордов скороподъемности. МиГ-31 тоже обладает завидной скороподъемностью, только одно дело — смотреть цифры в справочнике, и совсем другое — видеть, как 31-й эту скороподъемность демонстрирует. От дымных шлейфов, которые тянутся за работающими на форсажах движками оторвавшегося от полосы МиГа, до белоснежной инверсии в лазурной синеве неба проходит всего минута — другая! Ощущение такое, будто бы самолет набрал высоту почти вертикально.
Полет отрядом
Заход но посадку
И еще один момент. МиГ-31 официально является «кораблем». Эскадрильи, вооруженные перехватчиками МиГ-31, состоят не из звеньев, а из отрядов. Во время оно, командиры отрядов получали денежных знаков ощутимо больше, чем командиры звеньев. Сейчас тоже получают больше, но уже не так ощутимо. О том, что МиГ-31 является кораблем, многие и не задумываются. В 2002 г. произошел интересный казус. Тогда впервые 790-й полк привлекли к совместным учениям с 37-й ВА ВГК (СН) — Дальней Авиацией. Паре 31-х предстояло сопровождать Ту-22М3 из Сольцов. Предполетную подготовку проводил новый командующий Дальней Авиацией генерал-майор Хворов*. Командующий лично знакомился с экипажами перехватчиков:
— Командир отряда МиГ-31.
— Отряда? Звена!
— Отряда, товарищ, генерал-майор!
— Взлетный вес самолета?.
— 46 т.
— Нет вопросов, отряда.
«Кораблем» считается самолет, взлетная масса которого составляет не менее 40 т.
* В мае 2007 г. генерал-лейтенант И.И. Хворое назначен начальником Главного штаба ВВС. Редакция поздравляет Игоря Ивановича с назначением но новую должность. Пользуясь случаем, хочется еще раз сказать спасибо генерал-лейтенанту И. И. Хворову за огромную помощь, неоднократно оказанную журналу.