Предыдущая Оглавление Следующая

В октябре 1944 г. полк снова на фронте - в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта.

21 ноября 1944 г. 15-й иап перебазировался в Польшу - на аэродром Яблонь Парчеевского уезда. До 9 января 1945 г. летчики выполняли только учебно-тренировочные полеты.

Нередко приходится читать и слышать о плохой подготовке советских летчиков, о пренебрежении к «человеческому материалу» со стороны командования. Простые цифры: с 23 мая по 31 декабря 1944 г. полком было произведено 4673 небоевых самолето-вылета с налетом 2218 ч 15 минут. Проще говоря, - полеты по курсу боевой подготовки истребительной авиации.

С 9 января по 9 мая 1945 г. полк в составе трех эскадрилий истребителей Як-3 в составе 278-й истребительной авиационной Сибирской Сталинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 3-го иак 16-й ВА 1-го Белорусского фронта принимал участие в Варшавской, Познаньской, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях Красной Армии. За этот период было произведено 2715 боевых вылетов с налетом 1937 ч, проведено 193 воздушных боя, в которых уничтожено 170 самолетов противника. Штурмовыми действиями уничтожено 94 автомашины, 3 паровоза, 3 вагона, 56 повозок, 38 лошадей, 500 солдат и офицеров. Свои потери - 15 самолетов и 8 летчиков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1945 г. 15-й иап за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за обеспечение успешных боевых действий 1-й и 2-й танковых армий в Варшавской, Познаньской, Одерской, Берлинской и на реке Эльба операций награжден орденом Суворова III степени.

899gshap017.jpg

Всего в Великую Отечественную войну полк произвел 10360 боевых вылетов с налетом 8709 часов, в том числе на:

штурмовку войск противника  534
штурмовку аэродромов  185
воздушную разведку  802
блокировку аэродромов противника  47
свободную охоту  412
прикрытие своих войск  5830
сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков  1823
прикрытие своих аэродромов  359
перехват самолетов противника 271
другие боевые вылеты  95

По годам войны боевые вылеты распределились следующим образом:

  1941 г.  2080
  1942 г.  802
  1943 г.  2296
  1944 г.  2523
  1945 г.  2589

За время войны летчиками полка сбито 580 самолетов противника (один из лучших результатов среди истребительных авиаполков ВВС Красной Армии):

  истребителей  359
  бомбардировщиков  172
  разведчиков  34
  прочих  15

Распределение сбитых самолетов противника по годам:

 1941 г. 95
 1942 г. 34
 1943 176
 1944 г. 105
 1945 г. 170

Штурмовыми действиями уничтожено:

 автомашин  431
 полевых орудий  10
 аэростатов  1
 паровозов  11
 вагонов  8
 автоцистерн  14
 тягачей  7
 прицепов  2
мотолодок  1
 катеров речных  1
 повозок  152
лошадей  240
 солдат и офицеров  1350

Боевые потери полка составили 200 самолетов:

сбито в воздушных боях  69
сбито зенитным огнем  14
уничтожены авиацией противника на аэродромах  44
не вернулось с боевых заданий по неустановленным причинам  57
уничтожено на аэродроме при эвакуации  16

Небоевые потери - 27 самолетов (10 катастроф, 15 аварий, два самолета списаны по износу).

Общие потери полка в самолетах по годам войны

  1941 г. 113
  1942 г. 43
  1943 г. 32
  1944 г. 21
  1945 г. 18

Потери по типам самолетов:

 И-16  7
 И-153  14
 И-15  4
 По-2  3
 МиГ-3  87
 ЛаГГ-3  26
 Ла-5  17
 Як-7  14
 Як-1  19
 Як-9  20
Як-3  16

Потери полка в личном составе:
-  летчиков - 98
-  техников - 11

За годы войны было израсходовано 935 авиабомб разного калибра, 267610 патронов к пулеметам ШКАС, 233450 патронов к пулеметам БС, 110220 снарядов к пушкам ШВАК, 7232 снарядов калибра 37 мм и 212 снарядов калибра 45 мм.

День Победы 15-й полк встретил на аэродроме Эльшталь в 20 км западнее Берлина. Сразу же по окончании войны личный состав приступил к выполнению учебных полетов. В октябре 1945 г. полк был доукомплектован до 4-х эскадрильного состава: 52 истребителя Як-3 и 52 летчика.

В 1946 - 1947 г.г. полк перебазировали неоднократно, но все аэродромы находились в предместьях Берлина - Шеневальде, Эльшталь, Дальгоф, Тролленхаген. В конце сентября 13 экипажей приняли участие в межармейских высотных летно-тактических учениях. В первые послевоенные годы средний налет значительно уменьшился. Если в 1946 г. «средний» пилот 15-го иап выполнил 150 полетов с налетом 70 ч, то в 1947 г. средний налет составил всего 49 ч. Тем не менее, в 1947 г. состоялось шесть вылетов всем полком и один - полком в составе корпуса. Для сравнения - в современных российских ВВС средний налет близок (уже близок!) к 50 часов, но где и когда (исключая «Витязей» и «Стрижей») в учебный полет поднимался даже не полк, а хотя бы эскадрилья полным составом и одномоментно? В 1948 г. налет еще сократился - 40 часов. И вновь: один полковой вылет и четыре полковых вылета в составе дивизии; в среднем в одном полко-вылете принимало участие 40 самолетов.

В мае 1948 г. на вооружение полка непосредственно с завода № 21 поступило 48 истребителей Ла-9, еще четыре Ла-9 передали из 286-й иад. В течение трех летних месяцев все истребители Як-3 были переданы в другие части. Освоение новой техники не обошлось без летных происшествий: одна катастрофа, четыре аварии, пять вынужденных посадок. Приоритетной задачей полка в тот период являлось отражение налетов больших групп бомбардировщиков днем в простых метеоусловиях на средних и больших высотах (до 7000 м); к ночным полетам была подготовлена только 1-я эскадрилья, причем только одиночными самолетами.

Предыдущая Оглавление Следующая