В октябре 1944 г. полк снова на фронте - в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта.
21 ноября 1944 г. 15-й иап перебазировался в Польшу - на аэродром Яблонь Парчеевского уезда. До 9 января 1945 г. летчики выполняли только учебно-тренировочные полеты.
Нередко приходится читать и слышать о плохой подготовке советских летчиков, о пренебрежении к «человеческому материалу» со стороны командования. Простые цифры: с 23 мая по 31 декабря 1944 г. полком было произведено 4673 небоевых самолето-вылета с налетом 2218 ч 15 минут. Проще говоря, - полеты по курсу боевой подготовки истребительной авиации.
С 9 января по 9 мая 1945 г. полк в составе трех эскадрилий истребителей Як-3 в составе 278-й истребительной авиационной Сибирской Сталинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 3-го иак 16-й ВА 1-го Белорусского фронта принимал участие в Варшавской, Познаньской, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях Красной Армии. За этот период было произведено 2715 боевых вылетов с налетом 1937 ч, проведено 193 воздушных боя, в которых уничтожено 170 самолетов противника. Штурмовыми действиями уничтожено 94 автомашины, 3 паровоза, 3 вагона, 56 повозок, 38 лошадей, 500 солдат и офицеров. Свои потери - 15 самолетов и 8 летчиков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1945 г. 15-й иап за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за обеспечение успешных боевых действий 1-й и 2-й танковых армий в Варшавской, Познаньской, Одерской, Берлинской и на реке Эльба операций награжден орденом Суворова III степени.
Всего в Великую Отечественную войну полк произвел 10360 боевых вылетов с налетом 8709 часов, в том числе на:
штурмовку войск противника | 534 |
штурмовку аэродромов | 185 |
воздушную разведку | 802 |
блокировку аэродромов противника | 47 |
свободную охоту | 412 |
прикрытие своих войск | 5830 |
сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков | 1823 |
прикрытие своих аэродромов | 359 |
перехват самолетов противника | 271 |
другие боевые вылеты | 95 |
По годам войны боевые вылеты распределились следующим образом:
1941 г. | 2080 |
1942 г. | 802 |
1943 г. | 2296 |
1944 г. | 2523 |
1945 г. | 2589 |
За время войны летчиками полка сбито 580 самолетов противника (один из лучших результатов среди истребительных авиаполков ВВС Красной Армии):
истребителей | 359 |
бомбардировщиков | 172 |
разведчиков | 34 |
прочих | 15 |
Распределение сбитых самолетов противника по годам:
1941 г. | 95 |
1942 г. | 34 |
1943 | 176 |
1944 г. | 105 |
1945 г. | 170 |
Штурмовыми действиями уничтожено:
автомашин | 431 |
полевых орудий | 10 |
аэростатов | 1 |
паровозов | 11 |
вагонов | 8 |
автоцистерн | 14 |
тягачей | 7 |
прицепов | 2 |
мотолодок | 1 |
катеров речных | 1 |
повозок | 152 |
лошадей | 240 |
солдат и офицеров | 1350 |
Боевые потери полка составили 200 самолетов:
сбито в воздушных боях | 69 |
сбито зенитным огнем | 14 |
уничтожены авиацией противника на аэродромах | 44 |
не вернулось с боевых заданий по неустановленным причинам | 57 |
уничтожено на аэродроме при эвакуации | 16 |
Небоевые потери - 27 самолетов (10 катастроф, 15 аварий, два самолета списаны по износу).
Общие потери полка в самолетах по годам войны
1941 г. | 113 |
1942 г. | 43 |
1943 г. | 32 |
1944 г. | 21 |
1945 г. | 18 |
Потери по типам самолетов:
И-16 | 7 |
И-153 | 14 |
И-15 | 4 |
По-2 | 3 |
МиГ-3 | 87 |
ЛаГГ-3 | 26 |
Ла-5 | 17 |
Як-7 | 14 |
Як-1 | 19 |
Як-9 | 20 |
Як-3 | 16 |
Потери полка в личном составе:
- летчиков - 98
- техников - 11
За годы войны было израсходовано 935 авиабомб разного калибра, 267610 патронов к пулеметам ШКАС, 233450 патронов к пулеметам БС, 110220 снарядов к пушкам ШВАК, 7232 снарядов калибра 37 мм и 212 снарядов калибра 45 мм.
День Победы 15-й полк встретил на аэродроме Эльшталь в 20 км западнее Берлина. Сразу же по окончании войны личный состав приступил к выполнению учебных полетов. В октябре 1945 г. полк был доукомплектован до 4-х эскадрильного состава: 52 истребителя Як-3 и 52 летчика.
В 1946 - 1947 г.г. полк перебазировали неоднократно, но все аэродромы находились в предместьях Берлина - Шеневальде, Эльшталь, Дальгоф, Тролленхаген. В конце сентября 13 экипажей приняли участие в межармейских высотных летно-тактических учениях. В первые послевоенные годы средний налет значительно уменьшился. Если в 1946 г. «средний» пилот 15-го иап выполнил 150 полетов с налетом 70 ч, то в 1947 г. средний налет составил всего 49 ч. Тем не менее, в 1947 г. состоялось шесть вылетов всем полком и один - полком в составе корпуса. Для сравнения - в современных российских ВВС средний налет близок (уже близок!) к 50 часов, но где и когда (исключая «Витязей» и «Стрижей») в учебный полет поднимался даже не полк, а хотя бы эскадрилья полным составом и одномоментно? В 1948 г. налет еще сократился - 40 часов. И вновь: один полковой вылет и четыре полковых вылета в составе дивизии; в среднем в одном полко-вылете принимало участие 40 самолетов.
В мае 1948 г. на вооружение полка непосредственно с завода № 21 поступило 48 истребителей Ла-9, еще четыре Ла-9 передали из 286-й иад. В течение трех летних месяцев все истребители Як-3 были переданы в другие части. Освоение новой техники не обошлось без летных происшествий: одна катастрофа, четыре аварии, пять вынужденных посадок. Приоритетной задачей полка в тот период являлось отражение налетов больших групп бомбардировщиков днем в простых метеоусловиях на средних и больших высотах (до 7000 м); к ночным полетам была подготовлена только 1-я эскадрилья, причем только одиночными самолетами.