ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ
Здесь немного отступим от главной темы нашего материала и вновь углубимся в историю. Дело в том, что программа разработки и выпуска А400М «Эрлифтер» - это уже вторая попытка европейских стран-членов НАТО избавиться от засилья американских тактических ВТС типа С-130.
Первым опытом стал проект тактического ВТС С.160 «Трансаль», созданного почти на десятилетие позже американского аналога — первые опытные машины поднялись в небо 13 февраля (французский вариант) и 25 мая 1963 года (немецкий вариант) соответственно. Для проектирования и серийного производства самолета в январе 1959 года был образован консорциум «Трансаль» (Transall - от Transport Allianz) в составе французской компании «Аэроспатиале» и немецких «Мессершмитт-Бельков-Блом» и VFW (Vereinigte Flugtechnische Werke).
Основная задача - создать более дешевый аналог американскому С-130 - была блестяще решена, да к тому же французским и немецким инженерам удалось улучшить некоторые характеристики своего самолета по сравнению с заокеанским аналогом: например, С.160 имеет меньшие разбег и пробег, что позволяет эксплуатировать его с тех аэродромов, где С-130 работать до недавнего времени (пока для него не была разработана специальная реактивная стартовая система) не мог. К тому же «Трансаль» способен садиться на более «мягкие» грунтовые аэродромы и наносит меньше ущерба небетонированным ВПП во время интенсивной эксплуатации. Главным недостатком С.160 стала лишь его относительно малая дальность полета при максимальной нагрузке.
Серийный выпуск «Трансаля» начали в 1967 году — одновременно во Франции и ФРГ: для ВВС Франции - модель С.160F (выпущено 50 самолетов), для ВВС ФРГ - модель C.160D (90 самолетов), для ВВС Турции - С.160Т (20 ед.), и для ВВС ЮАР - C.160Z (9 ед.). Всего до 1972 года заказчикам было передано 169 машин.
В 1972 году выпуск самолета был прекращен, через пять лет возобновлен — уже в модернизированном варианте и под обозначением С.160 NG (Nouvelle Generation, т.е. «новое поколение»). Отличия - новая авионика и усиленное крыло, в котором разместили дополнительные топливные баки. Первый полет усовершенствованного самолета был выполнен 9 апреля 1981 года. Самолет в количестве 31 машины заказали ВВС Франции (поставка с 1981 года), в том числе 10 транспортных с системой дозаправки в воздухе (система «шланг-конус») и пять - в варианте самолета-заправщика, а также четыре - по программе «Астарте» (Astarte, от Avion-Station-relaisde Transmission exceptionelles) для использования в качестве самолета связи с находящимися на боевом патрулировании ПЛАРБ Военно-морских сил Франции (оборудованы системой связи AN/U.S.C-13 американского производства), и два - по программе «Габриэль» (Gabriel). Шесть самолетов, получивших обозначение С.160Р, приобрела Индонезия (уже не используются).
Конкурент европейского транспортного самолета — Локхид C-130J и С-130Н (на дальнем плане) из состава ВВС Австралии
Однако у специалистов до сих пор вызывает серьезные сомнения целесообразность создания фактически «дубликата» американского С-130. Решение о разработке С.160 отражало скорее желание военно-политического руководства Франции и ФРГ поддержать этим предприятия национальной авиапромышленности. К тому же весьма малое количество выпущенных самолетов - всего 206 машин - не принесло особой выгоды ни разработчикам и производителям самолета, ни его заказчикам. Прибыль первых оказалась ниже ожидаемой, а вторые получили машину по несколько большей, чем планировалось, цене, снизить которую помешала как раз малочисленность серии. Так, например, стоимость программы «Астарте» оказалась в конечном итоге на 29% выше по сравнению с первоначальными расчетами — в том числе и по причине высокой стоимости самого самолета. По этой же причине расходы по программе «Габриэль» превысили утвержденный бюджет на 51%. В итоге - Франция и Германия приняли решение перевооружить авиацию на А400М.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТАКТИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ
Но вернемся к А400М.
На сегодня портфель заказов по данной программе составляет 192 самолета: к списку давних заказчиков - Великобритания (25 самолетов), Бельгия (7), Германия (60), Испания (27), Турция (10) и Франция (50) - добавились Люксембург (1 самолет, контракт подписан в 2003 г.), Малайзия (4 самолета, контракт подписан 8 декабря 2005 г.) и ЮАР (9 декабря 2004 г. подписан контракт на 8 машин на сумму 837 млн. евро с опционом еще на 6 самолетов, поставки которых планируются в 2010-14 гг.). Руководство последней страны подписало контракт только после того, как EADS гарантировал предоставление местной компании «Денел Аэроспейс Системе» прав «промышленного партнера по программе» и передачу ей подряда на выпуск элементов фюзеляжа А400М.