Особенную привлекательность для потенциальных заказчиков, по мнению разработчиков А400М, представляет его универсальность и способность решать широкий круг задач, в том числе и сброс грузов (грузовых паллет) на малых и сверхмалых высотах. Вот, например, две типовые (базовые) миссии, которые будет способен выполнять «Эрлифтер».
Переброска сил быстрого реагирования: маршрут Европа — Персидский залив — Европа, дистанция переброски - 3000 миль, численность группировки ВТС — 50 самолетов А400М, длительность миссии — 15 суток, количество самолето-вылетов — 620, длительность одного перелета по маршруту — 20 часов, количество переброшенных грузов и военнослужащих - 7200 солдат и офицеров, 17300 т грузов.
Операция по эвакуации заложников: маршрут Европа - Северная Африка — Европа, дистанция — 2000 миль, численность группировки ВТС - 16 самолетов А400М, длительность миссии - 7 суток, численность десанта - 700 военнослужащих и 20 единиц легкой бронетехники. Особенности миссии - выброска десанта на сверхмалой высоте.
Косвенным подтверждением того, что в будущем А400М станет угрожать американским интересам на традиционных рынках, где присутствует «Геркулес», является то, что командование Королевских ВВС Великобритании приняло решение о постепенной замене устаревших модификаций С-130 на «общеевропейский» ВТС, а в перспективе последние возможно сменят и недавно приобретенные C-130J/J-30. При этом в британских официальных документах особый упор делается именно на то, что А400М будет обладать элементами стратегического военно-транспортного самолета. К тому же, как ожидает командование британских ВВС, эксплуатация А400М окажется намного менее хлопотной и дорогостоящей по сравнению с C-130J.
Выкатка первой машины, как мы уже сообщали, состоялась в испанской Севилье 26 июня с. г. К этому событию разработчики шли достаточно долго - почти десять лет, постоянно сдвигая «вдаль» сроки выкатки, первого полета и начала поставок серийных машин заказчикам. «Сегодняшнее событие доказывает способность EADS спроектировать и организовать производство современного военно-транспортного самолета большой дальности, который в ближайшем будущем создаст новые стандарты в области авиаперевозок и откроет для нас новые перспективные внешние рынки. Кроме того, это подтверждение нашей высокой репутации, на которую сделали ставку заказчики, разместив у нас предварительные заявки на данную машину», - отметил в своем выступлении старший исполнительный директор концерна Луи Гало.
Первый опытный А-400 во время подготовки к летным испытаниям
Сам он, кстати, попал недавно под судебное разбирательство во Франции в связи с «темными делишками» руководства EADS в ходе недавнего кризиса с А-380. Утверждается, что топ-менеджеры концерна знали о проблемах с программой А-380 и, понимая неизбежную задержку с их реализацией и возможность убытков для компании и падения стоимости ее акций на бирже, продали значительную часть принадлежащих им акций концерна, не известив о потенциальной угрозе других акционеров и свои правительства.
Впрочем, для прохождения одного из главных рубежей программы — первого полета — разработчикам понадобится еще немало времени. Состоится это событие никак не ранее конца 2008 года - хотя уже появились прогнозы и более пессимистичные, датируемые первым кварталом 2009 года. И это при том, что изначально руководство военного отделения компании «Эрбас» планировало поставить А400М на крыло к концу лета сего года. На нынешнем этапе задержка связана с отставанием от графика летных испытаний турбовинтового двигателя TP400-D6, который должен пройти тестирование на летной лаборатории С-130, а также с определенными трудностями в отработке ряда элементов конструкции планера.
Это не первая задержка в программе А400М за последний год. Так, в прошлом году, вследствие крупных просчетов компании-разработчика и проблем с организацией производства на предприятиях концерна EADS и компаний-смежников, график программы был кардинально пересмотрен, а убытки «Эрбаса» от срыва обязательств составили 1,4 млрд. евро. А ведь первоначально предполагалось, что подразделения с этим ВТС достигнут состояния начальной оперативной готовности к 2004-2005 гг. Не получилось — задержка поставок серийных машин составила уже полдесятилетия и «стартовый заказчик» - Королевские ВВС Великобритании - получат первые А400М не в 2007-м, а только в 2010-2011 гг.
Некоторое время назад, после очередного переноса сроков поставок, в специализированной прессе А400М даже стали именовать не иначе как «бумажный самолетик», а канадское правительство, серьезно рассматривавшее возможность приобретения партии А400М, разочарованное таким положением дел, как уже упоминалось выше, отдало предпочтение C-130J «Супер Геркулес».
ОСНОВНЫЕ ТТХ |
|
Длина, м |
45,1 |
Высота, м |
14,7 |
Колесная база, м |
13,6 |
Размах крыла, м .. |
42,4 |
Площадь крыла, м2 |
221,5 |
Вес, кг: |
|
- взлетный максимальный |
141000 |
- посадочный максимальный |
122000 |
- пустого самолета (в т.ч. 1000 кг специального оборудования) |
66500 |
- полезной нагрузки максимальный |
37000 |
Емкость топливных баков макс, литров |
64030 (50,5 т) |
Скорость крейсерская, М |
0,68-0,72 |
Практический потолок, м |
12192 |
Дальность полета, км: |
|
- перегоночная пустого |
8700 |
- при максимальной полезной нагрузке |
3300 |
- при 30-тонной нагрузке |
4500 |
- при 20-тонной нагрузке |
6400 |