Эффектная реклама с демонстрацией посадки А-400 на необорудованную площадку
МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА И ОСНОВНЫЕ ПОДРЯДЧИКИ
Предполагается выпускать самолет в нескольких конфигурациях: военно-транспортный — грузовой, военно-транспортный — десантный (116 десантников в полной амуниции и со штатным вооружением), медико-эвакуационный (66 носилочных раненых в сопровождении 25 медиков, также имеется возможность организации на борту палаты интенсивной терапии), самолет-заправщик и самолет радиотехнической разведки и наблюдения (под крылом подвешиваются контейнеры с необходимым оборудованием).
В полностью десантном варианте в грузовом отсеке самолета устанавливаются четыре ряда кресел — два ряда идут вдоль бортов (могут быть сняты в случае необходимости), а остальные два съемных ряда — в центре. Парашютисты могут использовать для высадки либо два боковых (бортовых) люка, либо же выполнять выброску непосредственно с рампы.
В случае с воздушным танкером обнародовались расчеты, согласно которым после оборудования А400М двумя или тремя точками заправки, самолет, имея на борту 50 т собственных запасов топлива и 12 т дополнительно в грузовом отсеке (в двух шеститонных баках), из которых могут быть переданы до 40 т топлива, будет в состоянии обеспечить патрулирование в течение 4 часов на удалении около 740 км от своего аэродрома базирования, обслуживая как реактивные самолеты, так и вертолеты. Две гондолы с системами передачи топлива могут быть в течение двух часов установлены под крылом (передача 1200 кг топлива в минуту с каждой гондолы), а третья точка может быть при необходимости организована в хвостовой части фюзеляжа, в грузовом отсеке (передача 1800 кг топлива в минуту). Для собственной дозаправки в воздухе А400М имеет выдвижную приемную штангу, расположенную в носовой части.
Имеются следующие варианты полезной нагрузки самолета:
- 116 военнослужащих-десантников с личным оружием и в полной амуниции,
- 57 военнослужащих и девять грузовых паллет,
- 66 носилочных раненых при 25 сопровождающих,
- 37 тонн груза: девять стандартных «натовских» грузовых паллет типа 463L (размером 88x108 дюймов), из них две - на рампе, либо 20 однотонных паллет,
- авто- и бронетехника - шесть легких грузовиков или джипов типа «Лэнд Ровер», или один ЗРК «Роланд», или два 5-тонных грузовика с 105-мм орудиями, или три БТР типа M113, или армейский инженерный трактор с 25-тонным полуприцепом, или экскаватор и большой самосвал, или два ударных вертолета «Апач» или «Тигр», или один транспортный вертолет типа NH90, или один мобильный грузовой армейский кран.
Главным подрядчиком по программе выступает компания «Эрбас», а в качестве основных субподрядчиков выбраны другие подразделения EADS, британская «ВАЕ Системе», бельгийская компания «Флабель» и турецкая «Тусас Аэроспейс Индастриз».
В общей сложности к программе А400М привлечены в той или иной степени 159 компаний и организаций из нескольких стран мира. Финальная сборка самолетов выполняется на заводе испанского подразделения EADS в Севилье (Испания), пуск сборочной линии выполнен в первом квартале 2007 г. Доставка наиболее крупногабаритных секций и элементов осуществляется знаменитыми «горбатыми» транспортными самолетами «Белуга». Поставка первых четырех двигателей TP400-D6 осуществлена консорциумом «ЕвроПроп Интернэшнл» в конце февраля 2008 г., а 14 марта в Испании начались статические испытания первой машины. Согласно прогнозам и бизнес-плану компании «Эрбас», ежегодно со стапелей предприятия должны сходить 30 самолетов данного типа.
Два года назад американские эксперты опубликовали прогноз, согласно которому стоимость приобретения флота из 50 самолетов А400М и сопутствующего оборудования и инфраструктуры обойдется заказчику в 4 млрд. долларов, а в течение 30-летнего срока эксплуатации операционные расходы составят еще 10 млрд. долларов. В общем, машина получилась «не из дешевых», неофициально называется стоимость 100 млн. долларов за единицу. Для сравнения, новейшая модификация «Супер Геркулеса» обойдется покупателю всего в 67 млн. долларов.
ДВУСМЫСЛЕННЫЙ ФИНАЛ
Как представляется, после запуска в серийное производство, «общеевропейский» военно-транспортный самолет сможет составить достойную конкуренцию такому гранду военно-транспортной авиации как С-130, завоевавшему практически всю нишу тактических ВТС грузоподъемностью около 20 тонн, хотя обе машины и находятся в несколько иных нишах — европейский А400М тяжелее своего заокеанского «собрата» (максимальный взлетный вес, соответственно, составляет 141 тонн и 79,4 тонны). Также большое значение представляют способность «Эрлифтера» совершать взлет/посадку на аэродромы с ВПП длиной 920 м и выполнять на месте разворот радиусом всего 28,6 м.