Оглавление Следующая

САМОЛЕТ АНТ-25 (РД) - ИСТОРИЯ ВЕЛИКИХ ПЕРЕЛЕТОВ

(К 75-летию первого полета)

Владимир РИГМАНТ

ANT25grp001.jpg

Прошло ровно семьдесят пять лет с того момента, когда в небо нашей страны впервые поднялся опытный рекордный самолет АНТ-25 («Рекорд дальности» - «РД»), ставший целой эпохой в истории отечественной и мировой авиации.

Развитие авиационной техники на протяжении большей части XX века, прежде всего, характеризовалось повышением трех основных показателей полета: скорости, высоты и дальности. Последний параметр был в основном интересен для тяжелых самолетов - дальних бомбардировщиков, дальних разведчиков и дальних транспортных самолетов. Увеличению дальности полета самолетов указанных типов предшествовала большая научно-техническая работа многих авиационных конструкторских бюро, как в мире, так и у нас в стране. Ярким индикатором успехов в этом направлении развитии авиационной техники стали серии рекордных перелетов, осуществленные в 20-30-е годы, как на Западе, так и в СССР. Подготовка к этим перелетам, их успешное проведение позволили во многом вывести уровень авиационной техники по многим параметрам на новый качественный уровень, подготовивший резкий качественный скачок в развитии авиации во второй половине 30-х и в 40-е годы. Апофеозом сверхдальних перелетов того «золотого» периода в истории авиации по праву можно считать выдающиеся воздушные подвиги экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова, осуществленные ими с 1934 по 1937 годы на самолетах АНТ-25 (РД).

Создание этого самолета и успешно выполненные на нем перелеты имели не только большое научно-техническое значение для развития отечественной и мировой авиации. Они были ярчайшим подтверждением растущей мощи молодой авиационной промышленности СССР, а также серьезным морально политическим фактором, работавшим на усиление популярности первого в мире социалистического государства и его руководства как внутри страны, так и за рубежом.

Осуществление дальнего беспосадочного перелета, начиная с первых полетов в начале XX века, всегда являлось одной из первоочередных задач авиационной техники. С первых же дней практического развития авиации беспосадочные полеты по прямой были включены в число наиболее высоко ценимых авиационных рекордов.

В первые годы развития авиации дальность полета была незначительна. В начале XX века люди поражались тогдашними достижениями братьев Райт, пролетевшими 17 декабря 1903 г. на своем «Флайере» 259,7 м. Через шесть лет, в 1909 г., Луи Блерио на своем моноплане тип XI перелетел Ла-Манш, покрыв 38 км, а уже в 1912 г. французский авиатор Гаррос перелетел Средиземное море между Тунисом и Сицилией (расстояние по прямой 260 км).

Долгое время максимальные дальности полета самолетов измерялись сотнями километров. Первая мировая война во многом способствовала развитию авиационной техники, появились новые типы самолетов, более совершенные чем их довоенные предшественники, значительно поднялись скорость и потолок полета, но что касалось максимальной дальности беспосадочного полета, то этот параметр к моменту окончания войны оставался в тех же пределах — нескольких сотен километров. Настоящая борьба за дальность стала реальностью лишь через несколько лет после окончания Первой мировой войны.

Впервые официальный рекорд дальности полета без посадки был установлен 3 февраля 1925 г. французскими летчиками Аррошаром и Леметром, пролетевшими на самолете «Бреге-19» с двигателем Рено мощностью в 480 л.с. между Этампом и Виллой Циснерос, покрыв расстояние в 3166 км. Вслед за этим прорывным, как сейчас принято говорить, перелетом во многих странах мира началась борьба за победу в состязании на дальность полета по прямой без посадки.

26-27 июня 1926 г. братья Аррошар на самолете «Потез-28» с двигателем Рено мощностью в 550 л.с. преодолели расстояние 4305 км между Парижем и Баером (Аравийский полуостров). Теперь Международной Авиационной Федерации (ФАИ) приходилось с интервалом в несколько месяцев менять в своих официальных документах значение рекордного параметра по дальности беспосадочного полета... 14-15 июля 1926 г. французы Жирье и Дордильи на «Бреге-19» (двигатель Испано-Сюиза - 500 л.с.) совершили перелет из Парижа в Омек - 4715 км. 28-29 октября 1926 г. летчики Кост и Риньо (Франция) все на том же «Бреге-19» перелетели из Парижа в Джаек - 5396 км.

20-21 мая 1927 г. американец Чарльз Линдберг на самолете Райн «Дух Сент-Луиса» с двигателем Райт мощностью в 220 л.с. совершил первый в мире перелет через Атлантику из Нью-Йорка в Париж дальностью 5809 км, став национальным героем США.

Оглавление Следующая