К самолету Ту-204-100С ежедневно выстраивалась солидная очередь
Тем не менее президент ОАО «Туполев» Игорь Шевчук выразил надежду, что российские гражданские самолеты смогут вернуться на китайский рынок. «Согласно экспертным оценкам, китайские авиакомпании в ближайшие десять лет приобретут примерно 2500 магистральных пассажирских и грузовых самолетов, и, по моим прогнозам, Россия может рассчитывать получить от 10% до 15% подобных заказов», - сказал президент ОАО «Туполев». При этом не исключается возможность создания сборочных производств на территории Китая в том случае, если это поможет продвижению продукции на китайском рынке.
Серийное производство Ту-334 предполагается начать в следующем году. В 2007 г. будет построено два таких лайнера. В настоящее время имеется 50 предварительных заказов от пяти российских авиаперевозчиков. Эта машина, по мнению Шевчука, вполне сможет поделить рынок с Super Jet-100, который делается с прицелом на международный рынок, в то время как Ту-334 ориентирован, прежде всего, на рынок России и стран СНГ.
В летной программе участвовали несколько легких спортивных самолетов и российская пилотажная группа «Русские Витязи», показавшая в Китае свою новую программу. В ходе ежедневных получасовых выступлений летчики продемонстрировали фигуры высшего пилотажа, недоступные большинству других групп. В частности «бочку» в боевом построении, когда эта фигура высшего пилотажа выполняется не каждым самолетом в отдельности, а вся пятерка крутится вокруг собственной оси. Погода не позволила зрителям в полной мере оценить выступления российских асов, но полеты «Витязей» вызывали огромный интерес и сопровождались аплодисментами. Небо над Чжухаем, особенно в первый день работы выставки, было затянуто плотной дымкой, из-за которой летчикам даже пришлось несколько изменить программу, выполнив некоторые элементы ближе к земле, что, впрочем, выглядело очень эффектно.
Полеты «Русских Витязей» проходили на предельно малой высоте
Су-27CK и Су-30 уже достаточно давно эксплуатируются в КНР, но их ни разу не показали в Чжухае. Хотя китайские летчики, наблюдавшие за полетами «Витязей», с гордостью говорили о том, что они летают на таких же самолетах.
И все же основной акцент Россия стремилась сделать на продукции мирного назначения. «В настоящее время созрели предпосылки для масштабного сотрудничества между Китаем и Россией именно в области гражданской авиации, кроме того, сейчас очень подходящее время для того, чтобы совместно выступить в качестве третьего мирового центра авиастроения, наряду с Европой и США», - заявил руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Он подчеркнул, что одним из главных элементов российского предложения китайской стороне является создание совместной единой платформы для пассажирского и транспортного самолета. «Мы призываем и предлагаем нашим китайским партнерам рассмотреть возможность строительства самолетов двух типов - пассажирского и грузового - на одной платформе, это будет совместная платформа, не чисто китайская или чисто российская, какая будет выбрана, все зависит от того, насколько мы сможем поставить бизнес выше политики», - сказал Алешин.
На AirShow China 2006 был распространен прогноз развития китайского рынка гражданских самолетов в 2006-2025 гг. Его подготовили специалисты AVIC-I - одного из двух крупнейших государственных авиастроительных холдингов КНР. По их расчетам, пассажирский воздушный флот страны, составляющий сейчас 832 единицы, должен к 2025 г. увеличиться в четыре раза - до 3366 самолетов. На этот период потребность в самолетах тех классов, которые в мировом авиастроении принято считать «большими», то есть в магистральных лайнерах вместимостью свыше 100 пассажиров, эксперты AVIC-I оценивают в 2232 штуки. Региональных самолетов вместимостью от 20 до 90 кресел, согласно прогнозу, Китаю потребуется гораздо меньше - 878.
Сейчас в Китае заканчивается разработка первого «своего» регионального реактивного самолета ARJ21. Это самая большая международная программа Китая, которую ведет подразделение Commercial Aircraft Co. (АСАС) корпорации AVIC-I. Первый полет опытной машины запланирован на март 2008 г. Число пассажиров 78-108. Корпорация рассчитывает продать 500 таких самолетов за 20 лет. Уже сегодня имеется 40 заказов, а к 2008 г. их число может возрасти до 100.