«Большие» самолеты Поднебесная пока только импортирует. Нетрудно представить, насколько для иностранных авиастроителей привлекателен китайский рынок, если он будет расти в соответствии с прогнозом, который, кстати, в AVIC-I считают «консервативным». В этом году принято принципиальное решение о начале разработки «большого» самолета силами AVIC-I, но размерность этой машины еще не определена.
В 1980 г. выполнил свой первый полет 178-местный самолет Y-10, но он так и не пошел в серийное производство. Сегодня, вероятно, пойдет речь о создании в ближайшие 20 лет собственного транспортного самолета, рассчитанного на 150 пассажиров. Работы по его созданию уже включены в нынешний (2006-2011 гг.) пятилетний план.
51 российское предприятие разместилось на выставке единым блоком. Открывал экспозицию стенд «Рособоронэкспорта», который и выступил организатором российской экспозиции общей площадью порядка 1500 м2. Эта экспозиция была «построена с учетом последних тенденций развития мирового рынка авиационной техники и призвана продемонстрировать высокий научно-производственный потенциал авиационной отрасли российской промышленности».
Долгое время Китай был одним из главных получателей высокотехнологичной продукции из России, в том числе и в области авиации. Сегодня это еще так, а что будет завтра? Судя по всему, центр тяжести сотрудничества России и Китая неуклонно смещается в область научных и опытно-конструкторских работ. Так, за 2006 г. поставки машин и оборудования из России в КНР в стоимостном выражении сократились почти вдвое и продолжают уменьшаться, а 90% экспорта уже составляют сырье, необработанная древесина, металлы и удобрения. Многие российские предприятия эту тенденцию почувствовали и предлагают не столько готовую продукцию, сколько совместную работу по созданию новых образцов техники.
Это касается и следующего поколения боевых машин.
«В России выбор уже сделан: российскими ВВС будет принят на вооружение самолет пятого поколения на базе проекта компании «Сухой». Мы предлагаем некоторым странам, в том числе и КНР, участвовать в этом проекте», - сказал заместитель руководителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, глава российской делегации Александр Денисов. «Многие страны хотели бы приобретать лицензии, их уже не удовлетворяют прямые поставки, их цель освоить технологии и затем самим создать что-то более совершенное. Китай в этом плане очень показателен. Но и Индия, и другие страны все больше ориентируются на лицензионное производство», - сказал Денисов. Он также не исключил, что Россия может оказать помощь Китаю в строительстве первого авианосца, если с соответствующей просьбой обратится китайская сторона.
Модели трех вариантов регионального самолета ARJ21
«Рособоронэкспорт» совместно с ОАО «Роствертол» активно продвигает на китайский рынок транспортно-боевой вертолет Ми-35М. Благодаря новым двигателями ВК-2500, новой несущей системе и современной авионике, в том числе комплексом навигации и электронной индикации и круглосуточной обзорно-прицельной системой, летные характеристики и боевые возможности машины существенно расширены. Она способна выполнять поставленные задачи днем и ночью, в условиях жаркого климата и высокогорной местности.
«Роствертол» и гонконгская компания Lectern Aviation подписали соглашение об учреждении совместного российско-гонконгского предприятия Rostvertol Helicopters China Ltd. СП будет заниматься продвижением тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т(С) на китайский рынок. С апреля идет процедура сертификации Ми-26Т(С) по китайским нормам летной годности, которую планируется завершить до конца года. В 2006 г. был подписан контракт о передаче Lectern Aviation Supplies Company Ltd в лизинг на три года одного вертолета Ми-26Т(С). После сертификации он будет использоваться китайской государственной компанией Feilong для тушения пожаров.
Ростовский вертолетный производственный комплекс «Роствертол» представлял также экспортную версию боевого вертолета Ми-28Н - Ми-28НЭ.
Сегодня в Китае эксплуатируется примерно 250 вертолетов Ми-8 и Ми-17.
В январе этого года был подписан еще один контракт на поставку 24 вертолетов Ми-171. Улан-Удэнский авиационный завод уже поставил в Китай первые двенадцать вертолетов Ми-171. Вертолеты поставляются в гражданской версии (22 транспортных и 2 пассажирских). До конца года в Китай будет поставлено еще четыре вертолета Ми-171, оставшиеся восемь машин будут переданы заказчику в следующем году. Полностью завершить выполнение контракта планируется в первом полугодии 2007 года.
Китай тем временем активно сотрудничает в области вертолетостроения с западными фирмами. Корпорация AVIC-II работает в этой области и с итальянскими, и с французскими фирмами, имеет соглашения с американской компанией Sikorsky о кооперации по разработке перспективных легких и средних вертолетов.
AVIC-II объявила также о разработке 10-тонного вертолета военного и гражданского применения, который пока не получил названия. Эту машину AVIC-II будет разрабатывать самостоятельно. Работы над проектом ведутся уже около 5 лет, однако модель, представленная на выставке, отражает эти усилия весьма условно. Сейчас компания AVIC-II ждет разрешения правительства на изготовление вертолета, первый полет которого может состояться через 2-3 года.
Еще одной новой работой AVIC-II в области вертолетостроения является программа СМН (Chinese Medium Helicopter) создания усовершенствованного среднего вертолета общего назначения Z-15. Первый полет запланирован на июнь 2009 г., а его сертификация - на 2012 г. Предполагается создать две сборочные линии по выпуску этой машины - одну в Харбине и вторую - во Франции на предприятии партнера Китая по этой разработке компании Eurocopter. Французская версия 6-тонного вертолета Z-15 получила обозначение ЕС-175. Рамочное соглашение по этой совместной программе было подписано в октябре 2004 г., а контракт заключен в декабре 2005 г. Работы над проектом начались во Франции в январе 2006 г. Первый полет вертолета Z-15 намечен на 2009 г., сертификация - на 2011 г. Первые поставки для Китая могут начаться в 2012 г. Z-15 предполагается использовать как пассажирский и транспортный, он может также найти применение в качестве поисково-спасательного и полицейского вертолета. Общая емкость рынка Z-15/ ЕС 175 оценивается в 800 машин.