Предыдущая Оглавление Следующая

"ХОДИТЬ НА АЭРОДРОМ - ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО!..."

Тактика действий штурмовой авиации ВВС КА по аэродромам к лету 1943 г. в целом уже сформировалась, поэтому эффективность ударов Ил-2 по ним зависела в основном от умения командного состава грамотно планировать и организовать удар и от умения летного состава реализовать задуманное в реальных условиях боя.

Формы и способы нанесения штурмовиками ударов по аэродромам определялись многими факторами, в частности, удаленностью их от аэродромов базирования Ил-2, временем удара, количеством и расположением самолетов на аэродроме, степени маскировки, наличием скрытых подступов к аэродрому, а также системой ПВО аэродрома. Эти данные являлись основой для расчета выделяемого состава Ил-2 и истребителей прикрытия, выбора боевых порядков штурмовиков и метода истребительного сопровождения, направления и количества заходов по целям на аэродроме, высоты подхода к аэродрому и отхода от него, а также необходимых сил для подавления системы ПВО аэродрома.

Для выделенных экипажей и ведущих групп штурмовиков и истребителей разрабатывалось боевое задание, которое определяло порядок взлета и сбора групп, маршрут и профиль полета, строй на маршруте, действия при встрече с истребителями противника, действия в районе цели, порядок отхода от цели и следования на свой аэродром, а также организацию контроля результатов удара.

Удаление немецких аэродромов в среднем почти всегда было близким к предельному радиусу действия группы из 6 Ил-2 при нормальной боевой нагрузке каждого самолета (полная заправка горючим 525 кг, 400 кг бомб, 4 РС-82, боекомплект к пушкам и пулеметам) - до 150-160 км. Это предъявляло жесткие требования к организации боевого вылета и соблюдению экипажами маршрута и профиля полета.

Как правило, на взлет и сбор группы планировалось не более 10 минут, полет к аэродрому истребителей и встречу с ними - 10 минут, полет к цели - 30 минут, выполнение удара по целям на аэродроме (из расчета двух заходов) - 12-16 минут, полет на обратном маршруте — 30 минут, роспуск группы и посадка — 10-12 минут. Итого на выполнение боевого задания по расчету отводилось до 1 часа 50 минут. При этом остатка горючего хватало еще на 15-20 минут полета, что в свою очередь накладывало ограничения на выбор штурмовиками тактики ведения воздушного боя при встрече с истребителями противника и "на неточное выдерживание маршрута полета" экипажами.

Отметим, что недостаточный радиус действия Ил-2 вынуждал экипажи строить маршрут полета к аэродрому и обратно с наименьшим количеством изломов. Это приводило к тому, что при выполнении повторных ударов штурмовики летели почти по старому маршруту. Как следствие, противник получал возможность устраивать засады, сажая на небольшие полевые площадки свои истребители и сосредоточивая батареи зенитной артиллерии, со всеми вытекающими последствиями для экипажей Ил-2. Более того, зная летно-тактические данные Ил-2, немцы могли сравнительно легко прогнозировать наиболее вероятные маршруты полета штурмовиков к своим аэродромам. Для успеха было необходимо только проводить регулярную авиа- и радиоразведку с целью вскрытия фактической дислокации нашей авиации. Собственно говоря, что немцы и делали.

Удары по аэродромам Ил-2 обычно наносили под прикрытием истребителей, и лишь в исключительных случаях штурмовики могли действовать самостоятельно. Достаточным считалось прикрытие из расчета 1:1, то есть один истребитель на один штурмовик, а в случае сильного противодействия истребительной авиации противника - 1,5:1.

Состав групп Ил-2 обуславливался удобством управления и маневрирования на маршруте и над целью. Обычно состав одной группы не превышал 8-12 самолетов - две четверки или шестерки. Если для удара выделялся больший наряд сил, то группы эшелонировались по времени.

Исходный пункт маршрута для выхода (разворота) на атакуемый аэродром выбирался на удалении 6-12 км от него. Для эффективного использования всей мощи огня штурмовиков направление атак выбиралось с таким расчетом, чтобы оно проходило через несколько створных ориентиров. Обычно группа Ил-2 подходила к цели в боевом порядке клин или пеленг, на высоте 800-1100м выполняла противозенитный маневр, выдерживая средний курс к точкам начала пикирования или разворота для ввода в пикирование. Пройдя "точку расхождения", группы перестраивались в боевой порядок для атаки целей на аэродроме - пеленг, обратный намеченному направлению разворота группы над целью, или фронт пар.

Каждая пара атаковала цели на аэродроме самостоятельно. Для этого экипажам назначались конкретные цели или сектор на аэродроме, в котором они уничтожали самолеты.

Удары штурмовиков Ил-2 по самолетам и объектам на аэродромах производились с крутого планирования (25-30°) с высот 600-800м или с бреющего полета с последующим выскакиванием на высоту 150-200м для атаки цели.

При этом учитывалась последовательность использования вооружения Ил-2: сначала вели пушечно-пулеметный огонь, перед выходом из пикирования по той же цели сбрасывались бомбы, а после выхода из пикирования огнем из пушек, пулеметов и РСов обстреливались другие цели в направлении атаки. При повторных атаках цели обстреливались РСами и пулеметно-пушечным огнем.

Для уничтожения самолетов на аэродромах применялись осколочные авиабомбы калибра от 10 до 50 кг, пушечно-пулеметный огонь, реактивные снаряды и зажигательные средства. Кроме самолетов, основными объектами действий для штурмовиков на аэродромах являлись склады горючего, боеприпасов и заправочные средства. Склады уничтожались фугасными и зажигательными авиабомбами средних калибров, а заправочные средства -огнем пушек, пулеметов и PC.

При действиях Ил-2 по аэродромам оптимальной считалась бомбовая зарядка, состоящая (по весу) из 85% осколочных и зажигательных авиабомб и 15-20% фугасных бомб. При этом распределение бомбовой нагрузки и целей на аэродроме между экипажами в одной группе могло быть следующим.

Например, пара во главе с ведущим первой шестерки Ил-2 имела своей задачей уничтожение складов боеприпасов и горюче-смазочных материалов, другая пара - выведение из строя взлетно-посадочной полосы, и третья пара - уничтожение самолетов на аэродроме. Соответственно этому бомбовая загрузка ведущей пары состояла из 4 фугасных авиабомб типа ФАБ-100 или 6 бомб типа ФАБ-50 на каждый самолет, а загрузка ведомых пар - из 12 осколочных авиабомб типа АО-25 или 20 АО-15.

Вторая шестерка могла иметь либо такое же распределение целей между парами в группе и бомбовую зарядку, либо снаряжаться исключительно осколочными авиабомбами и в этом случае действовать только по матчасти на аэродроме.

Количество заходов по целям определялось степенью защищенности аэродрома средствами ПВО. Обычно ПВО немецкого аэродрома состояла из 2-4 батарей среднекалиберной артиллерии (каждая батарея имела 4x88-мм и 2х20-мм зенитных орудия), 6-8 батарей малокалиберной зенитной артиллерии (по 9-12 20-мм или 37-мм автоматов каждая), до 10 крупнокалиберных зенитно-пулеметных установок, трех звукоулавливателей и двух прожекторов.

Все огневые средства ПВО немцы тщательно маскировали (можно сказать, образцово) и располагали таким образом, чтобы прикрыть места стоянок самолетов и в то же время иметь возможность вести огонь в любом направлении. Малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА) и крупнокалиберные зенитные пулеметы (ЗПУ) ставились обычно "в линеечку", 5-6 установок с расстоянием по 20-25 м между ними.

Предыдущая Оглавление Следующая