Предыдущая Оглавление Следующая

Ведущий первой шестерки м-р Глуховцев, он же ведущий всей группы, уже в самом начале полета к цели "сошел" с маршрута, "утвержденного командиром полка". Выйдя к промежуточному пункту маршрута г. Козельск, Глуховцев вместо направления ст. Зикеево, ст. Самара-Радица повел группу в направлении на ст. Белые Берега. Поэтому, чтобы выйти на аэродром с северо-восточной стороны, как это было определено планом, группе пришлось сделать небольшой крюк и пройти через ж.д. станцию Брянск, которая прикрывалась большим количеством зенитной артиллерии всех калибров. В результате еще задолго до подхода к аэродрому штурмовики попали под сильный зенитный огонь. Внезапность налета обеспечить не удалось.

На подходе к аэродрому и над ним Ил-2 обстреливались огнем трех-четырех батарей МЗА и большого числа ЗПУ. Тем не менее штурмовикам удалось сохранить целостность боевого порядка и выполнить два захода для бомбометания и штурмовки матчасти на аэродроме. Выход из атаки выполнялся с левым разворотом. Группа ст. лейтенанта Зацепы подавляла огневые точки МЗА.

По докладам экипажей и контролеров к моменту выхода штурмовиков в атаку (5.17) на старте находилось 6 истребителей Bf109 с работающими моторами. Один из них пытался взлететь, но "на выдерживании ...прямым попаданием PC был разбит". На южной окраине аэродрома в районе ангаров было уничтожено 6 Bf109  и подожжено два ангара, а в западной части - уничтожено 5 Ju88. Кроме того, подавлен огонь двух зенитных батарей, разбито до 5 автомашин, стоявших у ангаров. На восточной окраине наблюдался большой взрыв — предположительно взорвался склад боеприпасов.

На отходе от цели на высоте 100 м штурмовики попали под удар 6 истребителей противника Bf109 и Fw190. Атака отражалась огнем воздушных стрелков. Истребители прикрытия в это время "находились на высоте 1000 м и не видели атаку" пилотов люфтваффе, но, получив по радио сигнал о нападении, снизились и встретили немецкие истребители на выходе из атаки. В ходе завязавшегося воздушного боя два "фокке-вульфа" были сбиты.

При возвращении домой на участке железной дороги Брянск - Стеклянная Радица экипажи штурмовиков по ходу дела обстреляли ж.д. эшелон. В результате было уничтожено до четырех вагонов.

С боевого задания не вернулись 4 экипажа: мл. л-т М.Ф. Дядичев (воздушный стрелок сержант Н.Г. Салата) - самолет зав. № 1873250, мл. л-т Б.И. Новиков (воздушный стрелок красноармеец Р.М. Семаков) - самолет зав. № 1874647, мл. л-т Ф. Г. Лапшин (воздушный стрелок мл. сержант Е.А. Гаврилов) - самолет зав. № 1878250, мл. л-т Д.З. Лаптев (воздушный стрелок сержант П.К. Деркач) - самолет № 1875950.

По докладам возвратившихся летчиков и воздушных стрелков Дядичев и Новиков "были потеряны из виду над целью", самолет Лапшина — "задымил в районе цели", а Лаптев - "предположительно ушел от цели курсом 25°".

Кроме этого, мл. л-т В.Ф. Муравьев (воздушный стрелок сержант М.Г. Клемин) на поврежденном зенитным огнем Ил-2 (зав. № 1876350) сел на вынужденную посадку в районе Бряньково. Штурмовик имел 10 пулевых и четыре снарядные пробоины в центроплане и плоскостях крыла. При посадке подломилась правая стойка шасси, поврежденная снарядом МЗА. Самолет был разбит, но экипаж не пострадал.

Налет штурмовиков 571-го шап на аэродром Сеща был дополнен бомбовым ударом двух групп по 8 Пе-2 от 204-й бад, которые в период 5.42-5.45 отбомбились "по матчасти и аэродромным строениям" с горизонтального полета с высоты 2700-3500 м. Экипажи "пешек" доложили, что им удалось уничтожить и повредить до 29 немецких самолетов, а также разрушить два ангара.

В ходе утренних налетов "следопыты" армии вскрыли базирование до 20 истребителей Fw190 и Bf109 на полевом аэродроме Лубинка. Эта группа немецких истребителей перехватывала наши самолеты, производя взлет "по-зрячему". И хотя "массовых встреч с истребителями противника при первых ударах не было", было решено нанести удары по этой площадке. Во второй половине дня штурмовики и истребители трижды штурмовали и бомбили этот аэродром.

Первыми открыли счет истребители - 6 Як-7 от 20-го иап под прикрытием 7 Як-1 от эскадрильи "Нормандия" в 12.00-12.05 атаковали аэродром Лубинка и по докладам экипажей уничтожили на нем около 13 самолетов противника.

Второй удар по площадке Лубинка должны были нанести 6 Ил-2 от 571-го шап (ведущий м-р Глуховцев) в сопровождении 6 Як-7 от 18-го гиап. Как следует из документов, Ил-2 взлетели в 16.20, через 5 минут к ним пристроились "Яки" прикрытия, и группы взяли курс на аэродром Лубинка. Начиная с этого момента, описание дальнейших событий штурмовиками и истребителями отличается кардинально.

По версии штурмовиков на аэродроме Лубинка самолетов не оказалось, поэтому экипажи атаковали в двух заходах на Варшавском шоссе немецкую автоколонну, которая двигалась в направлении на Лубинку. Первый заход выполнялся с высоты 400-500 м с пикирования 25-30°, а второй - с бреющего полета. В результате удара было уничтожено до 25 автомашин с грузами.

Истребители 303-й иад эту информацию не подтверждают. По докладам вылетавших на сопровождение Ил-2 летчиков, самолеты на площадке Лубинка все же были, но штурмовики на цель не вышли, так как потеряли ориентировку. Группа Ил-2 обошла аэродром Лубинка справа и ушла на восток. "Несмотря на то, что ведущий группы истребителей эволюциями показывал им цель, требуя штурмовки аэродрома, штурмовики упорно шли на восток, так и не выполнив своей боевой задачи", — отмечал по этому поводу начальник штаба 303-й иад п-п-к П.Я. Аристов в отчете о боевой работе дивизии. Истребители довели штурмовиков до линии фронта, а затем вернулись к аэродрому Лубинка и атаковали стрелково-пушечным огнем находившиеся на нем самолеты противника. Всего выполнено до 15 атак.

Отчасти это подтверждается документами штаба 1-й воздушной армии. В отчете о проведенной операции в период 6-14 мая есть упоминание о том, что 7 истребителей Як-7 от 303-й иад (вылет в 16.25) атаковали полевой аэродром Лубинка и уничтожили на нем до 6 самолетов противника на земле и один Fw190 в воздушном бою.

AirStr43011.jpg

Взлет Ил-2

Повторные налеты на аэродромы Сеща, Брянск и третий удар по полевой площадке Лубинка были выполнены в период 19.25-19.56. Штурмовики в этих ударах не участвовали. Боевое задание "отработали" 36 Пе-2 и 34 истребителей. Все удары сопровождались активным противодействием истребителей и зенитной артиллерии противника. Фотоконтроль проводился только при налете на аэродром Сеща. В остальных случаях экипажи результатов своих действий не наблюдали.

Обобщенные данные штаба 1-й воздушной армии выглядят весьма внушительно. Потери противника в течение 6 мая оценивались в 104 самолетов, уничтоженных и поврежденных.на земле, и 8 самолетов (6 Fw190, один Вf109 и один Bf110), сбитых в воздушных боях. Из этого числа на долю штурмовиков Ил-2 приходится 87 самолетов противника.

Из своих потерь в отчетные документы вошли только две "пешки", два Ил-2 и пара Як-1, сбитых зенитным огнем противника, два "Ила", не вернувшихся на свои аэродромы, и один "Як", потерпевший катастрофу при возвращении с боевого задания. То есть штаб 1-й ВА "забыл" включить в список потерь еще 5 самолетов Ил-2, трех летчиков и двух воздушных стрелков.

Предыдущая Оглавление Следующая