![]() |
![]()
|
Начальник ОНТИ ЦАГИ Виктор Беляев демонстрирует модели самолетов Су-47 и Х-29 |
Ту огромную роль, которую выполняла выставка, трудно переоценить. Не случайно ВВС, войска ПВО, авиазаводы и крупные институты, желая ознакомиться с уникальными экспонатами, находили возможность присылать за выставкой транспортные самолеты. Бывало, что, улетая, к примеру, в Кировоград или Киев, выставка возвращалась в Москву уже из Ленинграда.
К сожалению, 1970-е гг. оказались не самыми лучшими в истории выставки. Именно тогда у ОНТИ отобрали демонстрационное помещение. Мол, все равно выставка передвижная, и нечего модели из ящиков доставать. А помещение должно «работать».
Теперь экспонаты извлекались на свет от случая к случаю. Немало их испортилось от неправильного хранения и частых переездов. К тому же к началу 1980-х гг. в ОНТИ почти не осталось модельщиков.
Спасли положение, как всегда, энтузиасты. В это время в стране произошел всплеск интереса к моделизму. В магазинах появились сборные пластиковые модели, регулярно начали проводиться всесоюзные смотры-конкурсы стендовых моделей, на которые съезжались моделисты из разных городов. На этом подъеме руководство ОНТИ, которое в то время возглавлял Евгений Иванович Ружицкий, привлекло к работе с выставкой многих молодых ребят, которые участвовали в вышеуказанных конкурсах. Надо подчеркнуть тот факт, что сегодня практически всем, кто увлекается стендовым моделизмом и историей авиации, известны такие специалисты, как Михаил Маслов, Виктор Бакурский, Николай Поликарпов, Андрей Аксенов, Валерий Кузнецов, Михаил Муратов и другие. А ведь они как раз и работали с выставкой (а некоторые и сегодня продолжают работать) в составе коллектива ОНТИ ЦАГИ.
В этот период начали ремонтировать и восстанавливать старые модели. Причем если раньше считалось главным лишь воспроизведение внешних обводов летательного аппарата и все модели покрывали однотонной серебрянкой, то теперь на новые и ремонтируемые модели стали наносить камуфляж и опознавательные знаки в полном соответствии с оригиналом. Новые люди принесли в производство новые технологии. Большим подспорьем в работе оказались комплекты пластиковых наборов в М 1:48. В принципе, модели в этом масштабе мало отличались по размерам от принятого ранее масштаба 1:50.
В 1990-е гг. удалось собрать коллекцию практически всех зарубежных самолетов и вертолетов, и с этого момента она стала дополняться моделями отечественных летательных аппаратов. Это позволило наглядно сопоставить уровень развития нашей и зарубежной авиации. Специалистам было исключительно интересно сравнить между собой такие самолеты, как, скажем, Ан-124 и С-5, Су-24 и F-111, МиГ-29 и F-16, Су-27 и F-22. Причем именно на моделях была видна огромная разница в размерах таких, казалось бы, похожих самолетов, как Ан-72 и YC-14, Ту-160 и В-1, Су-47 и Х-29.
Тогда же было решено сделать выставку «открытой». Ее неоднократно разворачивали в стенах Политехнического музея в Москве. Интерес к выставке был огромен. За время ее работы (обычно около месяца) в специально выделенный зал приходило до десяти тысяч посетителей.
К сожалению, развал некогда великой страны и кризис в промышленности чуть было не поставили крест на уникальной выставке. Ни о каких новых помещениях, ни о каких выездах в другие города уже не могло идти речи. Для уникальных моделей, представляющих золотой фонд страны, была уготована незавидная судьба — сгнить в сырой кладовке в своих укупорках.
Спасли положение опять же энтузиасты — люди, отдавшие всю свою жизнь истории авиации. На сей раз уникальную коллекцию «приютил» мемориальный Музей Николая Егоровича Жуковского (Москва, ул. Радио, д. 17), являющийся одним из подразделений ЦАГИ. А если быть более точным, то музей не приютил, а создал совместно с ОНТИ необычную экспозицию, равной которой нет в мире.
Сегодня в музее Жуковского, по сути, действует выставка истории и достижений мировой авиационной науки, где каждый желающий может наглядно проследить все этапы становления мировой авиации, сравнить отечественные самолеты с зарубежными и на фоне западной техники оценить наши несомненные достижения.
Конечно, сегодня в музее представлены далеко не все экспонаты. Недостаточное финансирование не позволяет заменить старые тесные витрины на новые с подсветкой, привлечь молодых, а тем более квалифицированных сотрудников, которые могли бы начать проводить лекции и обзорные экскурсии. Но, тем не менее, выставка живет и, несмотря ни на что, каждый год пополняется новыми экспонатами.