Оглавление Следующая

Сыновний поклон «АЛЬМА-МАТЕР»

Владимир ЖИГУЛЕВ

Летчик-истребитель первого класса, полковник в отставке

Ejsk50001.jpg

Из интервью выпускника Ейского Военно-Морского Авиационного училища:

 Ваш любимый Город?

 Ейск !!

 Ваша любимая песня?

 Прощай, любимый город! (Курсантский фольклор)

Тихое, теплое, солнечное утро одного из последних дней августа 1947 года. Поезд неторопливо движется по степи в направлении города Ейска, что на Азовском море. Ритмично постукивают на стыках колеса стареньких пассажирских вагонов. У открытых окон воинского вагона № 3 стоят юноши призывного возраста, с интересом вглядывающиеся в незнакомую местность. Слева по ходу поезда тянутся просторные поля, окаймленные защитными лесонасаждениями. Справа — кажущиеся бесконечными камышовые плавни прячущейся в них реки Ей.

Все мы по доброй воле едем навстречу своей мечте: поступать в Военно-Морское авиаучилище. Двух парней я хорошо знаю: вместе проходили медицинскую комиссию в подмосковном городе Мытищи. С остальными встретились и познакомились вчера на вокзале в Ростове-на-Дону. Сегодня все поднялись на рассвете — на голых досках полок не разоспишься.

У соседнего окна паренек небольшого росточка — Ваня Маукин — неторопливо рассказывает, как в его родном городе Чу (на востоке Казахстана) самоуверенные работники военкомата, не слыхавшие о существовании на белом свете города Ейска, решили, что в спущенную сверху разнарядку о наборе кандидатов в военные училища вкралась опечатка, и поэтому направление и проездные документы оформили в хорошо им известный город Бийск, не обращая внимания на робкую попытку Маукина воспротивиться. Прибыв в Бийск Алтайского края, Ванюша, как и ожидал, авиаучилища там не обнаружил. Но в военкомате этого города к нему отнеслись с пониманием, внесли исправления в документы и по личному распоряжению военкома растолковали «мальчику из города Чу», как ему теперь следует добираться из г. Бийска до г. Ейска. Коротко хохотнув, мы ненадолго приумолкли. И с этого момента до выпуска из училища все курсанты и узнавшие об «Одиссее» Маукина офицеры в неофициальной обстановке называли его не иначе как «Мальчик из города Чу».

Неожиданно кто-то громко и взволнованно произнес: «Гидроплан!»

На малой высоте, обгоняя поезд, не сказать, чтобы стремительно летел, а неторопливо и величественно шел в утренней синеве неба большой двухмоторный воздушный корабль серебристого цвета с красными звездами на борту и консолях крыла, с по-корабельному килеватым днищем широкого фюзеляжа. Самый бывалый и «информированный» из нас мгновенно определил тип и модификацию этой летающей лодки и выдал: «Каталина Пи Би Эн Уан Номад», естественно, перепутав два варианта самолета. Впрочем, мы тогда этого не знали.

Все оживленно загалдели, не скрывая восторженных эмоций. Довольно быстро скрылось это «мимолетное виденье» с романтическим женским именем, но минуты через три тем же курсом и на такой же высоте прошла еще одна летающая лодка того же типа, но другой модификации — амфибия.

Станция «Старощербиновская». Несколько минут отдыха возле вагона. За это время над нашими головами с мягким гулом моторов прошли еще две-три «Каталины». С помощью «Бывалого» (к сожалению, забыта фамилия этого молодого человека. Он ехал в Ейск для повторения попытки поступления в училище, страстно мечтая о полетах на гидросамолетах, но снова не прошел медкомиссию) удалось разглядеть подробности конструкции «Каталины»: необычное крепление центроплана крыла большого размаха на высоком пилоне фюзеляжа, надежные парные подкосы крыла, подкрыльные поплавки в выпущенном положении, носовую пулеметную установку, кабину летчиков, блистеры каплевидной формы по бортам фюзеляжа, похожие на глаза стрекозы.

Сигнал к отправлению поезда. Быстро в вагон. Будто с остервенением рванув вагоны, паровоз сдвинул состав с места и повез нас дальше. До Ейска километров тридцать. Плавни реки Ей уходят в сторону и остаются позади. Впереди справа показался Ейский лиман, и вскоре поезд побежал вдоль его южного берега. «Бывалый» едва успевал отвечать на вопросы. От него узнаем, что Ейское училище готовит главным образом летчиков-истребителей для Авиации Военно-Морских Сил, но при этом около четверти курсантов выпускает летчиками гидросамолётов.

В страстных спорах о том, какой род авиации лучше, почти не заметили, что поезд уже бежит по окраине Ейска. Наконец — вокзал. Быстро похватав свои тощие вещмешки и почти невесомые чемоданчики (к концу пути в них у большинства осталось по смене белья да туалетные принадлежности), устремляемся к выходу из вагона. Ступив на перрон, оказываемся во власти встречающих нас представителей училища: офицера со знаком морского летчика на клапане правого нагрудного кармана кителя и двух старшин, также одетых в форму авиации ВМС. Нас тотчас же построили в две шеренги, рассчитали по порядку, и вот офицер уже ставит задачу: «Организованно, строем пройти через центр города на противоположную окраину в карантин. Затем — прием пищи в курсантской столовой. Далее — оформление факта прибытия, размещение и прочие мероприятия по плану первого дня и распорядку карантина!»

Предложенное офицером «определение приоритетов» (т.е. прежде всего — прием пищи, а потом уж все остальное) нас обрадовало: взятые из дому съестные припасы кончились, деньги израсходованы, да и что можно на них купить в магазинах без продовольственных карточек? Коммерческие же и рыночные цены нам не по карману.

По пути следования командиры, упреждая наши вопросы, обращали наше внимание на основные ориентиры и достопримечательности города: городские бани, городской кинотеатр, Дом офицеров, штаб училища, рынок, матросский клуб, Военная комендатура, почта и т.п.

Но вот окраина города. Впереди справа, за развалинами Дома Красной Армии и Флота, показался училищный городок. За городком — Центральный аэродром училища. Бросалось в глаза, что собственно город во время войны не пострадал. Руины же гигантского ДКАФ произвели на нас удручающее впечатление. Еще горше было узнать, что не только ДКАФ, но и весь комплекс учебных, служебных и жилых корпусов, а также аэродромных сооружений в г. Ейске и окрестных станицах Александрова, Кухаревка, Симоновка — самолетные ангары, авиаремонтные мастерские, склады и т.п. были взорваны нашими войсками при отступлении. Но нет смысла гадать на тему «Что было бы, если бы?» Ведь и немцы, когда их погнали с нашей земли, делали то же самое. Да и некогда горевать: слева от дороги, по которой мы шагаем, стоит восстановленное двухэтажное здание банно-прачечного комбината училища. Оно еще не используется по прямому назначению, и в нём временно разместили карантин.

Оглавление Следующая