Предыдущая Оглавление Следующая

Условия размещения по тем временам были хорошими. Нас поставили на довольствие по общевойсковой норме, но практически питание было повышенного качества. Распорядок дня, повседневный медико-санитарный контроль, политинформация и многое другое в карантине было всесторонне продумано, спланировано и неукоснительно претворялось в жизнь. Приемная комиссия училища и карантин действовали, как хорошо отлаженный механизм. Партии кандидатов в курсанты из различных регионов страны прибывали одна за другой по плану, что позволяло Врачебно-летной комиссии (ВЛК) училища также работать в строго выверенном ритме.

Стояли удивительно погожие теплые и солнечные дни. Несколько дней в хороших бытовых условиях при полноценном питании, твердом распорядке дня с обязательной физзарядкой, привели к тому, что мы не только отдохнули после дороги и акклиматизировались, но и заметно окрепли. Это одновременно ставило всех кандидатов в курсанты в равные условия перед ВЛК.

По данным «курсантской статистики», успешнее всех проходили ВЛК выпускники Подготовительных, Суворовских и Нахимовских училищ, а также Спецшкол. Без большого урона в своих рядах проходили медкомиссию кандидаты в курсанты из военнослужащих срочной службы. Больше всех страшило прохождение ВЛК кандидатов в курсанты из числа гражданской молодежи. По слухам, неумолимые специалисты авиационной медицины «зарубали» чуть ли не восемь из десяти человек этой категории.

Причина подобной «арифметики» кроется не в предвзятом отношении военных медиков к гражданской молодежи, а в недостаточно ответственном подходе врачей большинства гражданских поликлиник к отбору молодежи в военные авиационные училища по месту жительства кандидатов в курсанты.

Успешно прошедшие ВЛК радовались удаче, но им еще предстояло сдать приемные экзамены и нормы Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне».

Экзаменов было два: русский язык (диктант) и математика (письменно). Несколько человек (война помешала им завершить полное среднее образование) получили оценку «2» по одной из экзаменационных работ, но никто из них не был отправлен в воинскую часть или домой, как это обычно делалось в период работы ВЛК.

Сдача норм ГТО была организована таким образом, чтобы «подтянуть» физическое развитие признанных по состоянию здоровья годными к летной работе без ограничений кандидатов в курсанты до уровня, обеспечивающего усвоение программы физподготовки училища (ясно, что во время войны большинству из нас было не до физкультуры и спорта).

Со своей стороны мы ощущали себя здоровыми молодыми людьми с волевым настроем на непременную сдачу этих норм. Первые же дни занятий укрепили уверенность в своих силах, а недели через полторы после начала занятий и тренировок все мы успешно сдавали нормы комплекса ГТО.

Вскоре после сдачи норм ГТО было объявлено, что Приемной комиссией Ейского авиаучилища все мы признаны ГОДНЫМИ К ЛЕТНОМУ ОБУЧЕНИЮ, включая «двоечников». Было сказано, что комиссия приняла во внимание их служебные и трудовые характеристики, рекомендации и ходатайства воинских и трудовых коллективов, партийных и комсомольских организаций, а тем более — Правительственные награды за участие в боях за Родину и за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Одновременно с этим Приемная комиссия выразила уверенность в том, что эти товарищи сумеют преодолеть трудности учебы и оправдают оказанное им доверие. (Решение Приемной комиссии о годности к летному обучению «двоечников» на первый взгляд может показаться парадоксальным. Но на самом деле в нем отражены не только трудности того времени, но также жизненный, служебный, педагогический опыт, можно сказать, немалое гражданское мужество председателя и членов Приемной комиссии.

Вместе со своими однокашниками по Ейскому Авиаучилищу свидетельствую в том, что все «двоечники» 1947 года в 1950 году с честью окончили училище и стали прекрасными офицерами и военными летчиками).

Следующая информация взбудоражила нас еще сильнее: сегодня всем выдадут матросское обмундирование и переведут в училищный городок. По порядку номеров (попарно) взводы с расчетным интервалом по времени начали отправлять в городскую баню. После обеда бодро пошагала в город и наша пара взводов. Впереди колонны — взвод выпускников ПоВМАУ в поношенной, но эффектной форме. Ветерок будто с радостью развевает ленты бескозырок над выгоревшими синими воротниками, полощутся в уверенном шаге широкие матросские брюки со вставками — красота, кто понимает!

За взводом Куйбышевского подготовительного на уставной дистанции в безукоризненной общевойсковой форме одежды с картинной ленцой следует наш помкомвзвода старшина Обухов, а следом за ним смело печатает шаг наш взвод, а если выразиться немного точнее, то взвод оборванцев!

Хорошо еще, что благодаря молчаливой предусмотрительности Обухова в первой шеренге и на флангах строя оказались прилично одетые ребята. У остальных после прохождения ВЛК все, что было можно, выменено на ватрушки, пышки и т.п. Хотя и хорошо кормили нас в карантине (многих гораздо лучше, чем в родительском доме), но усиленные тренировки и сдача норм ГТО дополнительно улучшали наш молодой аппетит.

Шагая по улицам города, «32 из Куйбышева» (неофициальный титул «Тридцать два из Куйбышева» остался за этим дружным и сплоченным воинским коллективом навсегда) запели свою любимую строевую: «Пой, Одесса — жемчужина у моря...» Прохожие любуются ими, вслушиваясь в их слаженные голоса, а когда переносят взгляды на наш взвод, то их настроение становится еще лучше — даже лучики смеха появляются в глазах!

Наконец, пришли. В темпе — стрижка «под ноль» (короткие стрижки были оставлены только кандидатам в курсанты из военнослужащих срочной службы, «Тридцати двум из Куйбышева» и выпускнику Нахимовского училища Клименко).

Время помывки пролетает незаметно.

Представление о ростовках и размерах у парней нашего взвода смутное. Но у старшин глаз наметанный, поэтому в минимально возможное время каждому был подобран и вручен комплект новейшего рабочего платья курсанта авиаучилища: брюки и рубаха из прочного и добротного х/б материала темно-синего цвета, тельняшка, вызвавшая особый восторг, матросский воротник; черный кожаный поясной ремень; пряжка с рельефно выштампованным на толстой листовой латуни традиционным адмиралтейским якорем, прочные юфтевые рабочие ботинки с сыромятными кожаными ремешками вместо шнурков, портянки и, наконец, осуществленная мальчишечья мечта — бескозырка.

«Но почему без ленточки?». На этот вопрос нам сказали, что ленточку еще нужно заработать. Будет выдана накануне дня принятия Присяги. (Выпускникам ПоВМАУ и нахимовцу Клименко было разрешено до дня принятия Присяги донашивать ленты оконченных ими училищ).

Предыдущая Оглавление Следующая