Предыдущая Оглавление Следующая

F117003.jpg

"Степсы" отделения Локхид "Сканк уоркс" SR-71, U-2 и F-117

Оптические средства обнаружения самолетов дают высокую точность определения угловых координат ЛА. Однако они работают только в условиях хорошей видимости и имеют ограниченное поле зрения. Первые оптические приборы обладали и невысоким разрешением по дальности.

На помощь оптическому пришел звуковой метод, который имел несколько более широкие возможности, позволяя обнаруживать самолет ночью и в плохих метеусловиях.

Мобильные звукоулавливатели впервые появились в годы Первой мировой войны и находились на вооружении ряда армий до конца 1950-х годов. В СССР они использовались с начала 1930-х годов в составе системы «Прожзвук», которой были вооружены прожекторные войска ПВО.

Естественно, в качестве ответной меры начались исследования по уменьшению акустической заметности самолетов.

Однако масштабных работ в этом направлении не проводилось. В дальнейшем отмечались лишь эпизодические попытки снижения акустической заметности самолетов. Например, в годы Второй мировой войны на некоторых вариантах самолета У-2 (ночном артиллерийском корректировщике У-2НАК и агитационном самолете У-2ГН (Голос неба) устанавливались достаточно примитивные глушители на выхлопных коллекторах двигателей.

F117004.jpg

Келли Джонсон на фоне F-117

Отсутствие сколько-нибудь серьезного интереса к повышению акустической скрытности самолетов можно объяснить тем, что сами звукоулавливатели в войсках ПВО большого распространения не получили и в 1940-х годах работы по этой тематике практически во всех странах были свернуты. Сравнительно невысокая скорость распространения звука (уже в годы войны ставшая соизмеримой со скоростью полета боевых самолетов), а также шумовые помехи приводили к большим ошибкам целеуказания, требовалась «настройка» звукоулавливателей на двигатели определенных типов. Дальность действия приборов зависела от погоды и даже при благоприятных условиях слышимости была относительно низкой (обычно не превышала 20 км). Это позволяло подать сигнал тревоги, но не оставляло времени для организации обороны.

Прогресс боевой авиации и появление радиолокации, казалось, окончательно решившей задачу обнаружения самолетов на большой дальности, ночью и в облаках, сделали борьбу за снижение акустической заметности ЛА неактуальной.

«Ренессанс» этой темы наступил лишь в 1968 году, когда во Вьетнаме в рамках программы «Прайз Кру» (Prize Crew) прошли войсковые испытания два американских малошумных легких поршневых самолета воздушного наблюдения Локхид QT-2 (первый полет в июле 1967 г.), предназначенные для использования прежде всего ночью, в ходе противопартизанских действий.

В процессе испытаний самолетов наземные наблюдатели отмечали, что их практически не было слышно при полете на высоте 240 м, а когда машины летели на высоте 120 м, издаваемый ими шум воспринимался на земле как «шелест листвы при легком ветре».

Разработанный через два года усовершенствованный малошумный самолет YO-3A был построен небольшой серией (14 машин).

QT-2 и YO-3A были созданы на основе планера Швайцер SGS 2-32 и имели цельнометаллическую конструкцию. Малошумность достигалась установкой низкооборотных деревянных винтов и глушителей двигателей (нехитрые способы, известные еще с Первой мировой войны).

«Бесшумные» летательные аппараты применялись во Вьетнаме до мая 1972 года, после чего укомплектованное этими самолетами подразделение было расформировано.

Со времен Второй мировой войны основным средством обнаружения самолетов стал радиолокатор, не имеющий себе равных до настоящего времени по дальности действия и всепогодности применения.

Следует заметить, что почти одновременно с радиолокацией появились и средства радиоэлектронного противодействия (РЭП), создающие искусственные помехи работе радиолокационных систем.

Англичане и американцы большое внимание уделяли постановке пассивных помех посредством массового выброса дипольных радиолокационных отражателей (металлизированных бумажных лент). Первое боевое применение дипольных отражателей состоялось в ночь с 23 на 24 июля 1943 г. при налете союзников на Гамбург, что явилось для противника полной неожиданностью.

Предыдущая Оглавление Следующая