![]() |
![]() |
БПЛА «Спервер» | Тактический разведывательный БПЛА «Спервер» перед стартом |
Д'Арсимосль затронул ситуацию с вертолетами в России. Он удивлен, что в России до сих пор нет легкого вертолета типа Еврокорптер ЕС130 или ЕС155. Они выполняют очень широкий круг задач. В России подобные задачи возложены на сравнительно тяжелую машину Ми-8/Ми-17. Проблема в том, что для легкого вертолета нет двигателя. Появившийся недавно вертолет «Ансат» вряд ли решит все проблемы, ведь для него тоже нужен приемлемый ГТД. Сейчас «Турбомека» участвует в европейско-российском проекте по авиационной кооперации (ERAC), предусматривающим сертификацию вертолетных двигателей и разработку проектов новых вертолетов.
После знакомства с «Турбомекой» журналисты посетили завод фирмы «Месье-Даути» в Бидосе, где ведется изготовление шасси для гражданских и военных самолетов и вертолетов. В четвертом квартале 2003 г. фирмы была выбрана для изготовления шасси для «Суперджета» 100. Партнерами фирмы являются российские ВСМПО (поставки титана) и ОАО «Гидромаш». В августе 2007 г. первый комплект шасси будет отправлен в Россию. В течение 2007 - 2008 гг. план производства предусматривает поставку 31 комплекта шасси. Фирма «Месье-Бугатти» специализируется на выпуске тормозов колес самолетов и вертолетов. Ей принадлежит 41% мирового рынка углеродных тормозов. Сейчас в мире более 4600 самолетов летает с тормозами производства фирмы «Месье-Бугатти».
Из По был совершен перелет в центральную часть Франции в город Монклюшон, где расположен завод фирмы «Сажем дифанс секьюрите» (или просто «Сажем»), где выпускаются разведывательные БПЛА «Спервер» и изготавливаются различные оптоэлектронные системы для самолетов, вертолетов, кораблей и бронетанковой техники.
Для начала в аэропорту Монклюшона был показан БПЛА «Спервер». Для начала его запустили с катапульты, а потом в ангаре показали, что он видит. Там же в ангаре стоял другой «Спервер» с опознавательными знаками ВВС Канады. БПЛА «Спервер», выполненные по схеме «бесхвостка», является дальнейшим развитием аппаратов «Кресерель». Его планер изготовлен из композитов. Трапециевидное крыло имеет размах 4,2 м, а длина аппарата составляет 3,5 м. Он оснащен одним двухтактным двигателем мощностью 65 л.с, приводящим толкающий четырехлопастный винт, состоящий из пары двухлопастных винтов. Стартовая масса БПЛА 330 кг. В состав целевой нагрузки (45 кг) входят телевизионные и тепловые средствам наблюдения, возможна установка РЛС с синтезированной апертурой. Полет БПЛА может проходить на высотах от 100 до 4500 м со скоростью около 180 км/ч в течение 6 ч. Для взлета используется катапульта и твердотопливные ускорители, а для посадки -парашют и надувные баллоны. БПЛА «Спервер»
«Сперверы» активно применяются в Ираке и Афганистане. Применялись они и во время последнего военного конфликта между Израилем и Ливаном. Франция направила в хону боевых действий шестерку «беспилотников», которые совершали регулярные полеты на высотах 1000 - 1500 м и вели поиск ракетных установок боевиков «Хезболлы».
Сейчас ведется разработка усовершенствованного БПЛА «Спервер» В, отличающегося увеличенным размахом крыла (6,8 м) и наличием переднего горизонтального оперения. Мощность двигателя увеличена до 70 л. с. Возросла взлетная масса, точная ее цифра не указывается, но, вероятно, она приблизилась к 400 кг. Целевая нагрузка достигла 100 кг. В настоящее время «Спервер» В проходит летные испытания.
Фирма «Сажем» недавно начала поставки в Тулу тепловизоров для оснащения боевых машин пехоты БМП-3, которые будут поставляться в Алжир. Она также сотрудничает с Россией по оснащению зенитного ракетно-пушечного комплексов «Панцирь», поставляемых в ОАЭ. «Сажем» ведет переговоры с компанией «Сухой» и РСК «МиГ» о возможности оснащения истребителей Су-35 своим бортовым оборудованием, а самолетов Су-30 и МиГ-29 ракетным вооружением AASM для повышения их экспортного потенциала.
Есть договоренность с ОКБ Миля о модернизации боевых вертолетов Ми-24, находящихся на вооружении некоторых стран Европы и Азии. В частности, предполагается установка навигационного и оптоэлектронного оборудования.
Некоторые результаты расширяющегося сотрудничества с группой «Сафран» были видны на состоявшейся вскоре после пресс-тура Парижской авиационно-космической выставке. Авиакомпания «Аэрофлот» подписала с фирмой «Снекма Сервис» 10-летний договор на обслуживание двигателей CFM56-5B, установленных на семи новых самолетах Эрбас А320, приобретенных авиаперевозчиком в 2006-2007 гг. Таким образом, учитывая предыдущий договор, все 32 двигателя типа CFM56, стоящие на всех «аэрофлотовских» самолетах семейства А320, будут обслуживаться фирмой «Снекма Сервис», которая предоставит не только техосмотр, но и замену и оперативный ремонт. Аналогичные контракты «Снекма Сервис» подписала с авиакомпаниями S7, «Аэрофлот Норд» и «Авиапрад» на обслуживанием двигателей CFM56, стоящие на самолетах Боинг 737-300 и 737-400.
Группа «Сафран» и некоторые входящие в нее фирмы готовятся к выставке МАКС-2007, где хотят не только показать свою продукцию, но и заявить о дальнейшем развитии российско-французского сотрудничества.
В заключение хотелось бы выразить признательность организаторам пресс-тура за великолепный прием. При визитах на заводы поражало большое число молодых работников, на некоторых предприятиях средний возраст работающих составляет 34-35 лет. Любопытно, но на заводах фирм действует своеобразное «капиталистическое» соревнование: в специально отведенных местах (типа советских «красных уголков») вывешиваются показатели бригад, где видно, кто впереди, а кто отстает. Фотографии вновь принятых на работу развешиваются во всех цехах, чтобы с ними могли ознакомится и способствовать их вхождению в коллектив. Кроме посещения заводов была четко организована культурно-развлекательная программа.