ССЫЛКИ И СНОСКИ:
1 История авиации. №3, 2000. - С.8.
2 Популярнейший в мире французский авиатор 1910-1911 гг. Трагически погиб летом 1911 г. на охоте за буйволами в Восточной Африке.
3 Жуковский Николай Егорович [5(17). 1.1847- 17.3.1921], российский ученый, основоположник теоретической и экспериментальной аэромеханики, член-корреспондент Петербургской АН (1894). Окончил физико-математический факультет Московского университета (1868). С 1872 г. на преподавательской работе в императорском техническом училище (ныне - МГТУ), с 1885 г. - преподаватель Московского университета, с 1886 г. профессор кафедры прикладной математики. В 1887 г. одновременно возглавил кафедру механики МВТУ. В 1902 г. основал при Московском университете аэродинамическую лабораторию. С 1913 г. преподаватель Офицерских курсов летчиков, с 1914 г. - летчиков-наблюдателей. В декабре 1918 г. возглавил Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В 1918 г. выступил инициатором создания в России высшего учебного заведения ВВС (с 1922 г. - Академия Воздушного флота). Подготовил 170 научных работ, из них - около 60 посвящены аэродинамике и летательным аппаратам.
4 Вейгелин К.Е. Путь летчика Нестерова. - М.-Л.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1939. - С.49.
5 См.:Демин А.А. Ходынка. Взлетная полоса русской авиации. - М.: РУСАВИА, 2002. - С.146.
6 Габер-Влынский Адам Мячеславович [1883 - 21.6.1921], один из первых российских авиаторов, мастер воздушного пилотажа. Прошел обучение летному искусству в школах Блерио и Фармана во Франции. В 1910 г. начал практические полеты в России. Зимой 1912-1913 гг. установил шесть всероссийских рекордов и по итогам 3-й авиационной недели (1913) был признан лучшим летчиком-спортсменом России. Входил в состав первой русской «пятерки-петлистов» (совершавших фигуры высшего пилотажа). Летчик-испытатель АО «Дукс». Член Московского комитета по авиации и помощник командующего МВО по авиации (1918). В дальнейшем эмигрировал в Польшу. Летчик-испытатель и инструктор Высшей школы пилотов в г. Люблине. Погиб в авиакатастрофе (1921).
7 Уточкин Сергей Исаевич [30.6(12.7). 1876 - 31.12.1915(13.1.1916)], один из первых российских летчиков, популяризатор авиационного дела в России, прапорщик (1914). На военной службе (1914-1915). Окончил Одесский аэроклуб (1910) с получением диплома пилота-авиатора. В августе 1910' г. испытывал самолеты на заводе «Дукс» (Москва). Лично спроектировал и построил самолет-биплан по типу «Фарман», на котором совершил полеты над Одессой и Черным морем. В 1910-1911 гг. первым демонстрировал полет самолета во многих городах России и за рубежом. В 1-ю мировую войну в составе Авиационно-автомобильной дружины Петроградского района ПВО (1915). Скончался от болезни (1915).
8 Заикин Иван Михайлович [1881 — 22.11.1948], российский летчик, спортсмен, борец-тяжеловес, многократный чемпион мира. Окончил авиационную школу Фармана (1910). Выполнил большое число показательных полетов на территории России. После одной из аварий завершил летную карьеру. После Октябрьской революции 1917 г. проживал за границей.
9 Алехнович Глеб Васильевич [1886 — 17.11.1918], российский военный летчик, подполковник (1917). Один из первых авиаторов России, летчик-испытатель РБВЗ. Окончил Севастопольскую авиационную школу (1911). В 1-ю мировую войну командир воздушного корабля «Илья Муромец №5» и школы Эскадры воздушных кораблей «ИМ». В Гражданскую войну один из организаторов создания Эскадры воздушных кораблей в РККА. Погиб в авиационной катастрофе (1918).
10 Нестеров Петр Николаевич [15(27).2.1887 - 26.8.(8.9). 1914], российский военный летчик, капитан (1914, посмертно). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1906), Офицерскую воздухоплавательную школу (ОВШ) (1912). В 1912-1913 гг. прикомандирован к авиационному отделу ОВШ. В 1913 г. — в состав авиаотряда при 7-й воздухоплавательной роте. Заместитель начальника, затем начальник 11-го корпусного авиаотряда 3-й авиационной роты. 27.8(9.9). 1913 г. впервые в мире совершил на аэроплане замкнутую кривую «мертвую петлю». Участник ряда сверхдальних воздушных перелетов, один из разработчиков «русского воздушного боя». 26.8(8.9).1914 г. впервые в мире совершил воздушный таран самолета противника, в ходе которого погиб.
11 Колчин Федор Федорович [1890 -1919], российский военный летчик, поручик. Окончил Всероссийский аэроклуб (1911). Занимался испытательной работой в авиационном отделе РБВЗ. Принимал участие в 1-й Балканской войне (1912-1913) в составе русского добровольческого авиаотряда. В 1-ю мировую войну военный летчик 3-го полевого (1914-1915), 8-го армейского авиаотрядов (1916). С 1916 г. в составе Авиационного дивизиона по охране Царской Ставки. Скончался от болезни (1919).
12 См.:Демин А.А. Ходынка. Взлетная полоса русской авиации. — М.: РУСАВИА, 2002. - С. 150.
13 Там же.
14 Там же. С. 151.
15 Ботезат Георгий Александрович [1882 - 1.2.1940], российский инженер, профессор (1914), известный ученый в области авиации. Окончил Льежский электротехнический институт (Бельгия), Харьковский технологический институт (1908), прошел курс обучения в Геттингенском и Берлинских университетах, в Сорбонне (Париж). Преподавал теоретические основы авиации в Офицерской воздухоплавательной школе. Выступил разработчиком самолета с автоматической устойчивостью (1916).С 1917 г. президент Научного комитета Российского аэроклуба, с мая 1918 г. в эмиграции (США). Занимался научной деятельностью в НАСА, разработчик одного из типов вертолетов (1922) В 1926 г. президент фирмы «Де Ботезат Импеллер Компани», затем — фирмы «Геликоптер Корпорэйшн оф Америка» (1936).
16 Авиация и космонавтика. №1, 1994. Авиационный сборник. №2, 1994. / Совместный сборник. - С.40.
17 Пегу Адольф Селестен [8(20) (по другим данным - 1 3(25).6.1889) - 31.8(13.9). 1915], французский военный летчик, су-лейтенант (1915). Один из основоположников мирового высшего пилотажа. На военной службе с 1 907 г. В составе 5-го полка африканской легкой кавалерии принимал участие в нескольких военных кампаниях. С 1908 г. в составе 12-го гусарского полка, затем - в 3-м колониальном артиллерийском полку. В 1912 г. в составе военной авиации Франции. После демобилизации (1912) принял участие в качестве летчика в 1-й Балканской войне (1912-1913), затем летчик-испытатель аэропланов «Блерио». В 1913 г. принял участие в опытах по высшему пилотажу, в 1913-1914 гг. провел много показательных полетов во Франции и за рубежом. В 1-ю мировую войну летчик сводной эскадрильи ПВО Парижа (1914), в распоряжении штаба 3-й армии (1914-1915). Весной 1915 г. в составе эскадрилий MS37 и MS49. Погиб в воздушном бою (1915).
18 Это английское выражение «спетленная петля» получило международное распространение после того, как американский гимнаст Ральф Джонстон разработал и стал публично демонстрировать выполнение мертвой петли на велосипеде на специально приспособленном для этого треке. Мечтой Джонстона было проделать воздушную петлю на самолете. Он получил пилотский диплом в октябре 1910 г., но уже 17(30) ноября того же года сделался жертвой катастрофы от разрыва в воздухе тяг в рулевом управлении аэроплана.
19 Вейгелин К.Е. Путь летчика Нестерова. — М.-Л.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1939. -С.52.
20 Турнов К., Голышев М. Петр Нестеров. - М., 1971. - С.88.
21 Русский инвалид. 10 июня (28 мая) 1914. №112. - С.