Предыдущая Оглавление Следующая

Параллельно с авиацией шло активное развитие советского планеризма. Большую помощь любителям планерного спорта оказывало руководство Главоздухофлота, принявшее решение в ноябре 1921 г. создать при научной редакции журнала «Вестник Воздушного Флота» специальный кружок планеристов, получивший название «Парящий полет». Благодаря огромному интересу к этому виду спорта в ближайшие годы в стране появились безмоторные летательные аппараты с разнообразными названиями и оригинальными конструкциями.

В 1923 г. в стенах завода «Авиаработник» воздухоплаватель Н.Д. Анощенко сконструировал свой балансирный планер «Макака». В его постройке принял участие 17-летний А. Яковлев3, в будущем выдающийся советский авиаконструктор. Двумя года позднее слушатели Академии Воздушного флота B.C. Вахмистров и М.К. Тихонравов создают одноместный рекордный планер со звучным названием «Змей Горыныч». К сожалению, его первый же полет закончился катастрофой. Пилотирующий планер летчик А.А. Жабров получил тяжелую травму позвоночника.

Нашла свое развитие и тенденция увековечения имен известных в стране людей на фюзеляжах воздушных судов. Среди первых в советское время такой чести удостоился пионер отечественной авиации и планеризма Б.И. Россинский4. Так, уже в 1921 г. на крыльях самолета типа «Моран G» появилась надпись: «Дедушка Россинский». Это название («дедушка»5), по словам самого авиатора, он получил лично от самого В.И. Ленина, присутствовавшего 1 мая 1918 г. на первом в Советской России воздушном празднике, проходившем на Ходынке. Завороженный полетами Б. Россинского, председатель Совета Народных Комиссаров по достоинству оценил высокое пилотажное мастерство летчика и наделил последнего «почетным титулом». Позднее с аналогичной надписью в конце 1920-х гг. летал самолет типа «АНТ-3». Таким образом, Б. Россинский оказался одним из первых в отечественной практике летчиком, удостоившийся права еще при жизни такой высокой чести. Но в начале 1920-х гг. это было исключением из правил. В целом руководство ВВС РККА стремилось придерживаться принципа - посвящать названия самолетов уже ушедшим из жизни авиаторам или представителям других родов войск. Так, в составе военной авиации появился именной самолет-разведчик типа «Р-1» «Красногвардеец Иван Дубовой», а ряд планеров были названы в честь своих конструкторов: «Морлет Клементьев» (АВФ-11), «Красвоенлет Денисов» (АВФ-9), трагически погибших в авиационных катастрофах.

HisName033.jpg HisName034.jpg
Самолет «Конек-Горбунок». 1923 г. Планер «Макака», конструкции Н.Д. Анощенко. 1923 г
HisName035.jpg HisName036.jpg
Самолет Р-1 «Красногвардеец Иван Дубовой». 1926 «Дедушка Россинский». «Моран G». 1921 г.

В октябре 1927 г. начальник ВВС Московского военного округа И.У. Павлов обратился с ходатайством перед руководством ВВС РККА о присвоении двум самолетам 8-й разведывательной авиаэскадрильи «Красная Москва» имен авиаторов 1-й советской истребительной авиагруппы (А.И. Ефимова6 и Г.С. Сапожникова7), погибших в годы Гражданской войны. Начальник ВВС РККА П.И. Баранов8 поддержал эту инициативу и в свою очередь рапортом доложил по существу вопроса заместителю председателя Реввоенсовета СССР И.С. Уншлихту9.

 РАПОРТ

заместителю председателя РВС СССР от 7.12.1927 г. «О присвоении двум самолетам частей ВВС Московского военного округа наименований:

«имени военлета Ефимова и имени военлета Сапожникова»10

1-я Советская Истребительная Группа т. Павлова в течение самых тяжелых боевых дней 8-й и 13-й Армий в 1919-1920 гг. потеряла двух своих лучших летчиков тт. Ефимова и Сапожникова, которые своей беззаветной храбростью и преданностью делу Рабоче-Крестьянского Государства вписали лучшие страницы в историю Советской Авиации.

За дело рабочих и крестьян тт. Ефимов и Сапожников в тяжелые дни отдали все, вплоть до собственной жизни.

Желая сохранить память об этих бойцах дней Гражданской войны в сердцах теперешнего состава ВВС РККА, ходатайствую о разрешении именовать два самолета 8-й разведывательной Авиа-эскадрильи «Красная Москва» именами доблестно погибших товарищей.

Начальник ВВС РККА /Баранов/

HisName037.jpg

Планер «Змей Горыныч» в полете. 1925 г.

Предыдущая Оглавление Следующая