На вооружение отдельного авиаотряда поступили именные самолеты: «Красные Сокольники», «Л. Б. Красин», «Наркомвоенмор» (в память о М.В. Фрунзе18), «Товарищ Нетте», позднее - «Георгий Сапожников» и «Александр Ефимов».
ПРИКАЗ
РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК19
№698
26 июня 1925 г. г. Москва
О присвоении 3 отдельной разведывательной авиационной эскадрилье наименования: «3 отдельная разведывательная имени т. Фрунзе авиационная эскадрилья»
3 отдельной разведывательной авиационной эскадрилье присваивается наименование «имени т. Фрунзе» и впредь эту эскадрилью именовать:
«3 отдельная разведывательная имени т. Фрунзе авиационная эскадрилья».
Врид заместителя Председателя Реввоенсовета СССР
А. Бубнов20
Часть экипажей эскадрильи «Красная Москва» в том же году приняли участие в боевых действиях в Туркестане.
В 1920 гг. получила свое развитие шефская работа, которая не обошла стороной и Военно-воздушные силы. Многие трудовые коллективы взяли шефство над авиационными частями, оказывая им всемерную поддержку, в том числе и поставкой новой военной техники. Так, представители железнодорожного и водного транспорта Московского узла к началу работы Ill-го съезда Советов СССР (17 мая 1925 г.) подарили своей подшефной 2-й истребительной эскадрильи 11 самолетов, построенных на собранные ими средства. Вскоре приказом Реввоенсовета СССР № 719 от 3 июля 1925 г. эскадрилье было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского21, являвшегося в то время народным комиссаром путей сообщения.
![]() |
![]() |
Именной самолет Юнкерс Ju-21 | Р-1 эскадрильи "Наш ответ Чемберлену". 1927 г. |
![]() |
![]() |
Планер "Морлет Клементьев" | Самолет Р-1 «Красный Воронеж — Ильичу». 1924 г. |
![]() |
|
Самолет-разведчик Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий». 1925 г. |
ПРИКАЗ
РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК22 №719
3 июля 1925 г. г. Москва
О присвоении 2 отдельной истребительной авиационной эскадрилье наименования: «2 отдельная истребительная имени т. Дзержинского авиационная эскадрилья»
2 отдельной истребительной авиационной эскадрилье присвоить наименование «имени т. Дзержинского» и впредь эту эскадрилью именовать:
«2 отдельная истребительная имени т. Дзержинского авиационная эскадрилья».
За Председателя Реввоенсовета СССР А. Бубнов
9 июля 1929 г. Реввоенсовет СССР своим приказом №179 официально закрепил за 18-м авиационным отрядом ВВС РККА почетное наименование: «18 авиаотряд Коммунальный работник». Такого чести авиаотряд был удостоен благодаря шефству над ним со стороны ЦК Союза работников коммунального хозяйства, построивший и передавший в состав оного отряда именной самолет «Коммунальный работник»23.
Подписание между СССР и Германией Рапалльского договора создало правовую основу для экономического сотрудничества, в том числе и в области авиационной промышленности. Немецкая сторона предложила выделить значительные средства на развитие самолетостроения (включая и моторостроение) в Советском Союзе с условием временного использования ряда советских авиазаводов в интересах Рейхсвера. Несмотря на то, что это предложение практически нарушало запрет Версальского пакта (1919 г.), ограничившего деятельность военно-промышленного комплекса Германии, руководство СССР с ним согласилось. В соответствии с подписанным 26 ноября 1922 г. между немецкой фирмой «Юнкерс» и советским правительством договора №1, «Юнкерсу» предоставлялось право на производство в СССР самолетов и моторов, в т.ч. и для частей Красной армии24.