18 Приказ РВС СССР №28 от 15 февраля 1934 г.
19 Межерауп Петр Христофорович [1895 - 1931] - советский военачальник, военный летчик. Окончил авиашколу (1919). В 1917 г. член исполкома авиачастей 12-й армии, участник Октябрьского вооруженного восстания в Москве (1917). В годы Гражданской войны: командир 1-го отряда Смоленской авиагруппы, военком авиации и воздухоплавания 8й армии, командир авиаотряда. В 1923 - 1926 гг. начальник ВВС Туркестанского фронта. С 1927 г. начальник управления ВВС военного округа. С 1930 г. инспектор ВВС РККА. Трагически погиб в авиакатастрофе (1931).
20 Приказ РВС СССР №159 от 12 сентября 1931 г.
21 Горький (Пешков) Алексей Максимович [1868 - 1936] - российский и советский литературный деятель. Основоположник советского реализма в литературе. Внес большой вклад в развитие культурного наследия страны.
22 АНТ-20 «Максим Горький» в 1930-е гг. самый большой самолет в мире. Площадь его крыла - 486 м2, вес пустого - 28,5 т, взлетный нормальный - 42 т. Восемь двигателей М-34 мощностью по 900 л.с. каждый позволяли ему летать со скоростью до 220 км/час. Дальность беспосадочного полета - 2 тыс. км. Потолок - 4500 м.
23 Туполев Андрей Николаевич [29.10(10.11)1888 - 23.12.1972] - советский авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), генерал-полковник-инженер (1967), академик АН СССР (1953), заслуженный деятель науки и техники (1939). В Советской армии с 1944 г. Окончил Тверскую гимназию (1908), Московское высшее техническое училище (1918). Вместе с академиком Н.Е. Жуковским принимал активное участие в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1935 гг. заместитель начальника этого института. В 1924-1925 гг. создал АНТ-2 и АНТ-3 - первые советские цельнометаллические самолеты. На его самолетах было установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов.
24 Летчик-испытатель Н.П. Благин имел 15-летний стаж полетов на различных типах самолетов.
25 См.: Д. Соболев. Трагедия «Максима Горького». Родина, 2004. №8. - С.52-53.
26 Самолет. №1, 1931. - С. 14.
27 Водопьянов Михаил Васильевич [1899 -1980] — советский военный летчик, один из первых Героев Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1943). На военной службе с 1919 г. Окончил военно-авиационную школу (1929). Участвовал в спасении челюскинцев. В 1937 г. отряд тяжелых воздушных кораблей под его командованием впервые в мире совершил осадку на Северном полюсе, доставил туда экспедицию (СП-1). В годы Великой Отечественной войны в составе авиации действующей армии, командир дивизии.
28 Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооруженных Сил СССР. 4.1. 1918- 1937 гг. - М., 1967.-С.305.
29 Приказ РВС СССР №45 от 17 марта 1932 г.
30 Приказ РВС СССР №29 от 3 марта 1933 г.
31 Приказ РВС СССР №08 от 16 января 1934 г.
32 Приказ РВС СССР №062 от 31 мая 1934 г.
33 Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооруженных Сил СССР. 4.1. 1918 - 1937 гг. - М., 1967. - С.309.
34 Громов Михаил Михайлович [22(24).02.1899 - 22.01.1985] - советский военачальник, генерал-полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (1934), заслуженный летчик СССР, профессор (1937). В Советской Армии с 1918 года. Окончил Центральную московскую школу авиации (1918). В годы гражданской войны: летчик на Восточном фронте. После войны инструктор-летчик и летчик-испытатель научно-испытательного аэродрома. Участник первого в СССР дальнего перелета (1925). С 1930 г. летчик-испытатель, затем командир летно-испытательного отряда ЦАГИ. В 1930-е гг. совершил ряд сверхдальних перелетов и установил мировой рекорд дальности полета на самолете АНТ-25 по замкнутой кривой на расстоянии св.12 тыс.км. В годы Великой Отечественной войны: командир 31-й авиадивизии, командующий ВВС Калининского фронта (1942), командующий 3-й ВА (1942-1943) и 1-й ВА (1943-1944). С июня 1944 г. начальник Управления боевой подготовки ГУ ВВС Красной Армии. С 1946 г. заместитель командующего дальней авиации, в 1949-1955 гг. на руководящей работе в Министерстве авиационной промышленности. С 1955 г. в запасе.
35 Спирин Иван Тимофеевич [1898 - 1960] — советский военный летчик-штурман, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза (1937), доктор географических наук. Участвовал как штурман в ряде рекордных перелетов на Север, в Китай, в Европу. В 1937 г. начальник аэронавигационного сектора НИИ ВВС, участвовал в составе экипажа М.В. Водопьянова в высадке на дрейфующую льдину в районе Северного полюса первой полярной экспедиции во главе с И.Д. Папаниным. В дальнейшем начальник Ивановской школы штурманов. Участник Великой Отечественной войны. С 1955 г. в отставке.
36 В.К. Муравьев. Испытатели ВВС. - М.: Воениздат, 1990. - С.26-27.
37 Чкалов Валерий Павлович [20.1 .(2.2). 1904 - 15.12.1938] - советский летчик, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Прошел обучение в Егорьевской военной теоретической школе летчиков (1921-1922), окончил Борисоглебскую авиационную школу (1923), обучался в Московской школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания. С июня 1924 г. служил в Краснознаменной истребительной эскадрильи, прославился как искусный летчик-истребитель. В 1927-1928 гг. командир звена в истребительной эскадрильи Брянской авиабригады. В 1928-1930 гг. летчик-инструктор Ленинградского общества друзей Воздушного Флота. С ноября 1930 г. летчик-испытатель в Научно-испытательном институте ВВС, с 1933 г. летчик-испытатель авиазавода. Испытал свыше 70 типов различных самолетов, в т.ч. И-15, И-16, И-17. Внес большой вклад в развитие летного мастерства, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа (восходящий штопор и замедленную бочку). Совершил несколько дальних беспосадочных перелетов (1936, 1937). Погиб при испытании нового истребителя.
38 Байдуков Георгий Филиппович [13(26)05.1907 - 28.12.1994] - советский военачальник, генерал-полковник авиации (1961), Герой Советского Союза (1936). На военной службе с 1926 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков (1926), 1-ю Военную школу летчиков (1928), Высшую военную академию (1951). С - 1931 г. летчик-испытатель. В 1930-е гг. участник нескольких сверхдальних перелетов. В ходе советско-финляндской войны (1939-1940) командовал авиагруппой и авиаполком, во время Великой Отечественной войны: авиадивизией, авиакорпусом и ВВС 4-й ударной армии. С 1946 г. заместитель командующего ВА, в 1947-1949 гг. заместитель начальника Государственного научно-испытательного института ВВС по летной части, с 1949 г. начальник Главного управления ГВФ. С 1952 г. заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике, а в 1957-1972 гг. начальник 4-го Главного управления МО СССР. С 1972 г. научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны.
39 Беляков Александр Васильевич [9(21). 12.1897 - 28.11.1982] - советский военный штурман, ученый в области аэронавигации, генерал-лейтенант авиации (1943), Герой Советского Союза (1936). На военной службе с 1916 г., в Красной армии с 1919 г. Окончил Александровское военное пехотное училище (1917), Московскую фотограмметрическую школу (1921), военную школу пилотов (1936). С 1921 г. на преподавательской работе в Московской фотограмметрической школе. В 1930-1935 гг. преподаватель и начальник кафедры ВВА им. Н.Е. Жуковского. Во второй половине 30-х годов совершил несколько сверхдальних перелетов. В 1936-1939 гг. флаг-штурман соединения, затем флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 г. заместитель начальника Военной академии командного и штурманского состава ВВС КА, затем начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС. В должности и.о. главного штурмана ВА участвовал в Берлинской операции (1945). В 1945-1960 гг. начальник штурманского факультета ВВА. После увольнения в отставку - профессор Московского физико-технического института.
40 Гризодубова Валентина Степановна [18(31)01 1910 - 28.04.1993] - советская летчица, Герой Советского Союза (1938), Герой Социалистического Труда (1986), полковник (1943). В Советской армии с 1936 г. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С.В. Гризодубова. Окончила Пензенский аэроклуб (1929). Занималась планерным спортом. Работала летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе, затем в агитационной эскадрилье им. М. Горького, была начальником управления международных воздушных линий СССР. В составе экипажа установила женский мировой рекорд дальности полета на самолете «Родина» (1938). В годы Великой Отечественной войны командовала 101-м полком авиации дальнего действия (1942) (позднее - 31-м гвардейским бомбардировочным авиаполком). В 1942-1945 гг. член Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. С 1946 г. в отставке. Работала в гражданской авиации: начальник летно-испытательной станции, директор НИИ.
41 Осипенко Полина Денисовна [25.9.(8.10). 1907 - 11.5.1939] - советский военный летчик, майор (1939). Окончила Качинскую авиационную школу (1932), служила в истребительной авиации летчиком и командиром авиазвена. Установила 5 международных женских рекордов. Погибла при исполнении служебных обязанностей (1939).
42 Раскова Марина Михайловна \.15£8^.(1912 - 4.01.1943] - советский летчик-штурман, Герой Советского Союза (1938), майор (1942). В Советской Армии с 1942 г. Окончила школу пилотов Центра аэроклуба Осоавиахима (1935). Участвовала в первом групповом женском перелете Ленинград-Москва (1935), а также в нескольких дальних беспосадочных перелетах (1937). Во время Великой Отечественной войны командовала авиагруппой по формированию женских авиаполков, с января 1942 г. командир женского бомбардировочного авиаполка. Погибла при исполнении служебных обязанностей (1943).