Предыдущая Оглавление Следующая

Не раз отмечались удачные бомбоштурмовые удары «Харрикейнов». Летом 1942 г. самолеты 191-го иап (имевшие советское вооружение) пушками и ракетами вдребезги разнесли немецкую автоколонну под Новым Осколом. А в августе 1943 г. «Харрикейны» совместно с Ил-2 разбомбили немецкий аэродром в районе Луостари, уничтожив 11 истребителей и один транспортный самолет Ju 52/3m. К таким операциям часто привлекали истребительные полки ВВС, но кое-где «Харрикейны» имелись и в чисто штурмовых полках, например, в 65-м на Севере.

Серьезным испытанием для «Харрикейнов» стало участие в боях на Дону, а затем на дальних подступах в Сталинграду. Если на Севере немцы зачастую применяли устаревшую технику, то летом 1942 г. на юг они бросили все лучшее, чем располагали.

Именно туда срочно перебросили 235-ю иад под командованием подполковника И.Д. Подгорного. В нее сначала входили 191-й, 436-й и 46-й полки, к которым потом добавили 180-й иап - все они были укомплектованы только «Харрикейнами».

В начале июня дивизия была готова к боевой работе. Однако в донесениях политотдела аккуратно говорилось о «недоверии летного состава к «Харрикейнам».

Наша авиация действовала в исключительно тяжелых условиях, когда противник господствовал в воздухе. За первые пять дней июля «Харрикейны», несмотря на постоянные перебазирования, нехватку бензина и запчастей, сбили 29 самолетов неприятеля. Особенно отличился старший политрук Х.М. Ибатулин, лично сбивший 1 июля две вражеские машины и не вышедший из боя, хотя на его «Харрикейне» сорвало капот мотора.

Отчасти успех английских машин объяснялся их удачным взаимодействием с советскими самолетами и хорошей подготовкой летавших на них пилотов. За июль дивизия потеряла 17 «Харрикейнов», а противник, по крайней мере, вдвое больше боевых машин. Постепенно обе сражающиеся стороны повысили качественный уровень брошенной в бой авиационной техники. Над Сталинградом появились самые современные модификации «Яковлевых» и «Лавочкиных». Отсутствие пополнений привело к тому, что английские истребители постепенно исчезли из парка 8-й воздушной армии. На 1 августа их осталось всего 11, из которых боеспособны были три.

Это явление было не локальным, а повсеместным. Если на 1 июля 1942 г. в ВВС имелось 202 «Харрикейна», то в ноябре их осталось лишь 130. Они продолжали играть заметную роль только на северных участках советско-германского фронта.

Hurrice170.jpg

Подбитый "Харрикейн", совершивший вынужденную посадку под Архангельском

Hurrice171.jpg

Этот "Харрикейн" упал на территории Финляндии

Всего за 1942 г. в СССР доставили 932 «Харрикейна» - немалое количество. Однако отставание английского истребителя от требований времени становилось все более очевидным. 25 ноября Ворожейкин докладывал Сталину: «На фронте «Харрикейны» показали себя плохо». Постепенное насыщение авиации на фронте более совершенной техникой привело к повышению требований советской стороны к поставкам из Великобритании. 5 ноября нарком торговли Микоян, через ведомство которого шли все закупки за рубежом, дал указание торгпредству в Лондоне добиваться приемки только новых самолетов или с налетом не более 30 часов. К борьбе с отправкой в нашу страну истребителей, бывших в эксплуатации, подключилась и «артиллерия главного калибра». «13.11.42 тов. Сталин лично указал, что принимать такие самолеты не нужно», — сообщали из штаба ВВС Микояну.

Осенью 1942 г. объем поставок «Харрикейнов» требовали уменьшить до четверти от общего количества поставляемых из Великобритании истребителей, причем отправлять машины только типа С с пушечным вооружением, а с 1 января 1943 г. вообще жаждали получать одни «Спитфайры». Но англичане с этим не согласились, хотя доля «Харррикейнов» в поставках действительно вскоре начала уменьшаться.

С получением значительного количества самолетов современных типов «Харрикейны» постепенно перестали применяться на фронте как истребители. Небольшое их количество использовалось в качестве ближних разведчиков и корректировщиков. «Харрикейны» переоборудовались прямо в частях и, подобно своим английским аналогам, несли один плановый фотоаппарат (обычно типа АФА-И) в фюзеляже за местом пилота. Такими машинами располагали как специальные разведывательные полки (например, 118-й орап на Северном флоте), так и обычные истребительные (3-й гв. иап на Балтике). Число «Харрикейнов»-корректировщиков в общей сложности не превышало двух десятков. Они имелись на Ленинградском, Волховском, Калининском фронтах. В Саратовской высшей авиационно-планерной школе (СВАПШ) «Харрикейны» переделали для буксировки десантных планеров А-7 и Г-11. Они совершили с планерами несколько полетов к партизанам.

ВВС в 1944 г. постепенно избавлялись от еще сохранявшихся в различных частях "Харрикейнов". За этот год списали 249 машин, причем 215 из них - просто по износу. Степень боевой активности английских истребителей в этот период легко определить по потерям: не вернулись из боевых вылетов по неизвестным причинам - 15, сбиты зенитчиками - пять, в воздушных боях не потеряли ни одного самолета. К 1 мая 1945 г. в действующей армии числились всего восемь "Харрикейнов" и еще 34 дислоцировались в тыловых округах.

Предыдущая Оглавление Следующая