Обслуживание двигателя в полевых условиях
Были созданы специализированные подвижные авиаремонтные мастерские, объединенные в спецбазы (СПАРБ).
С момента организации Управления полевого ремонта было сформировано 170 ПАРБ и 33 СПАРБ, из них для обеспечения частей и соединений Резерва Главного Командования — 49 ПАРБ и 6 СПАРБ.
Межармейское и межокружное маневрирование средствами полевого ремонта позволило в период боевых операций, сопровождающихся большим отходом матчасти в ремонт, иметь процент неисправных самолетов в значительной части соединений, участвующих в операциях, ниже пределов, установленных ГКО. Это наглядно видно из приведенной таблицы 2. Рост производственной мощности полевой ремонтной сети, освоение ремонта авиамоторов, воздушных винтов и других агрегатов привели к резкому увеличению количества отремонтированной матчасти. Кроме того, положительную роль сыграла разработанная и введенная в действие система премирования личного состава за быстрый и качественный полевой ремонт авиатехники. Результаты видны из таблицы 3. Хуже шло восстановление неисправной матчасти в округах, где полевые реморганы находились в штатах БАО, РАБ и МТО авиашкол и запасных полков. В ВВС СибВО на 1.1.45 г. процент неисправных самолетов был 17,7; в САВО - 24,0; в СКВО - 24,1 , что явилось результатом несовершенства организационной структуры, слабой работы отделов полевого ремонта и всей инженерно-авиационной службы этих округов, а также в недостаточном обеспечении их необходимыми запчастями и расходными материалами.
Таблица 2
Операция |
Период |
Воздушные Армии, участвовавшие в операции |
Средний процент неисправных самолетов в операции |
Освобождение Ленинградской обл. |
январь 1944 г. |
13 |
3,1 |
14 |
7,6 |
||
Освобождение Правобережной Украины |
февраль-март 1944 г |
2 |
8,6 |
5 |
18,0 |
||
17 |
11,5 |
||
Освобождение Крыма |
апрель—май 1944 г. |
8 |
16,5 |
Освобождение Карело-Финской ССР |
июнь 1944 г. |
7 |
8,6 |
13 |
7,3 |
||
Освобождение Белоруссии и Польши |
июнь—июль 1944 г. |
3 |
9,2 |
1 |
7,9 |
||
4 |
5,0 |
||
16 |
6,1 |
||
6 |
4,0 |
||
Освобождение Западной Украины |
июль-август 1944 г. |
2 |
4,6 |
Освобождение Молдавской ССР |
август 1944 г. |
5 |
3,6 |
17 |
3,6 |
||
Освобождение прибалтийских Союзных Республик |
сентябрь-октябрь 1944 г. |
13 |
2,5 |
14 |
12,4 |
||
Операция в районе Тиссы и Дуная |
октябрь 1944 г. |
5 |
7,1 |
Освобождение Печенгской области |
октябрь 1944 г |
7 |
3,7 |
Таблица 3
Отремонтировано |
1941 г. |
1942 г. полугодие |
1943 г. полугодие |
1944 г. полугодие |
|||
1-е |
2-е |
1-е |
2-е |
1-е |
2-е |
||
Самолетов |
18417 |
30635 |
41824 |
74282 |
123861 |
305297 |
480198 |
Авиамоторов |
59946 |
71756 |
120944 |
||||
Винтов |
5943 |
7689 |
10111 |
Примечание: К 1.9.43 г. в среднем каждый самолет подвергался ремонту 7 раз и на каждом самолете дважды производился ремонт моторов.
Существенное значение в усилении производственной мощности полевой авиаремонтной сети имела передача в полевой ремонт ПАРМ-3, осуществленная по приказу Командующего ВВС КА от 7 августа 1944 г. ПАРМ-3, будучи включенными в систему полевого ремонта, позволили значительно шире развернуть аварийный и восстановительный ремонт матчасти непосредственно на аэродромах без дальней транспортировки самолетов.
На основе полученного опыта в начале 1945 г. были созданы 12 опытных рембаз. Объединенная подвижная рембаза рассчитывалась на обеспечение всеми видами полевого ремонта, включая и аварийный (средний).
В целях упорядочения работы рембригад НКАП в марте 1943 г. было издано Постановление ГКО, согласно которому НКАП обязывался развернуть работы бригад по полевому ремонту самолетов и моторов. В течение всего периода 1943-1945 гг. в частях ВВС находилось одновременно 100 бригад с общим количеством специалистов более 1000 человек. Бригадами отремонтировано за 1943 г. 4908 самолетов, что составляло 2,5% от общего количества самолето-ремонтов, за 1944 г. — 5916 самолетов.
Серьезным недостатком работы бригад являлось то, что 75-80% самолетов были отремонтированы текущим и мелким ремонтом. Это явилось следствием необеспеченности бригад запчастями, агрегатами, особенно моторами.
За период войны обеспечение полевой ремонтной сети ремонтными средствами можно характеризовать следующими данными. К началу войны ВВС КА имели 434 ПАРМ-1 по ремонту самолетов, а к концу войны ремсеть возросла до 1627 ПАРМ-1 (рост на 374%). Только за два первых года войны было получено от промышленности и изготовлено силами ремсети 649 ПАРМ-1.