Предыдущая Оглавление Следующая

IASvWOW006.jpg

Обслуживание двигателя в полевых условиях

Были созданы специализированные подвижные авиаремонтные мастерские, объединенные в спецбазы (СПАРБ).

С момента организации Управления полевого ремонта было сформировано 170 ПАРБ и 33 СПАРБ, из них для обеспечения частей и соединений Резерва Главного Командования — 49 ПАРБ и 6 СПАРБ.

Межармейское и межокружное маневрирование средствами полевого ремонта позволило в период боевых операций, сопровождающихся большим отходом матчасти в ремонт, иметь процент неисправных самолетов в значительной части соединений, участвующих в операциях, ниже пределов, установленных ГКО. Это наглядно видно из приведенной таблицы 2. Рост производственной мощности полевой ремонтной сети, освоение ремонта авиамоторов, воздушных винтов и других агрегатов привели к резкому увеличению количества отремонтированной матчасти. Кроме того, положительную роль сыграла разработанная и введенная в действие система премирования личного состава за быстрый и качественный полевой ремонт авиатехники. Результаты видны из таблицы 3. Хуже шло восстановление неисправной матчасти в округах, где полевые реморганы находились в штатах БАО, РАБ и МТО авиашкол и запасных полков. В ВВС СибВО на 1.1.45 г. процент неисправных самолетов был 17,7; в САВО - 24,0; в СКВО - 24,1 , что явилось результатом несовершенства организационной структуры, слабой работы отделов полевого ремонта и всей инженерно-авиационной службы этих округов, а также в недостаточном обеспечении их необходимыми запчастями и расходными материалами.

Таблица 2

Операция

Период

Воздушные Армии, участвовавшие в операции

Средний процент неисправных самолетов в операции

Освобождение  Ленинградской обл.

январь 1944 г.

13

3,1

14

7,6

Освобождение Правобережной Украины

февраль-март 1944 г

2

8,6

5

18,0

17

11,5

Освобождение Крыма

апрель—май 1944 г.

8

16,5

Освобождение Карело-Финской ССР

июнь 1944 г.

7

8,6

13

7,3

Освобождение Белоруссии и Польши

июнь—июль 1944 г.

3

9,2

1

7,9

4

5,0

16

6,1

6

4,0

Освобождение Западной Украины

июль-август 1944 г.

2

4,6

Освобождение Молдавской ССР

август 1944 г.

5

3,6

17

3,6

Освобождение прибалтийских Союзных Республик

сентябрь-октябрь 1944 г.

13

2,5

14

12,4

Операция в районе Тиссы и Дуная

октябрь 1944 г.

5

7,1

Освобождение Печенгской области

октябрь 1944 г

7

3,7

Таблица 3

Отремонтировано

1941 г.

1942 г. полугодие

1943 г. полугодие

1944 г. полугодие

1-е

2-е

1-е

2-е

1-е

2-е

Самолетов

18417

30635

41824

74282

123861

305297

480198

Авиамоторов

59946

71756

120944

Винтов

5943

7689

10111

Примечание: К 1.9.43 г. в среднем каждый самолет подвергался ремонту 7 раз и на каждом самолете дважды производился ремонт моторов.

Существенное значение в усилении производственной мощности полевой авиаремонтной сети имела передача в полевой ремонт ПАРМ-3, осуществленная по приказу Командующего ВВС КА от 7 августа 1944 г. ПАРМ-3, будучи включенными в систему полевого ремонта, позволили значительно шире развернуть аварийный и восстановительный ремонт матчасти непосредственно на аэродромах без дальней транспортировки самолетов.

На основе полученного опыта в начале 1945 г. были созданы 12 опытных рембаз. Объединенная подвижная рембаза рассчитывалась на обеспечение всеми видами полевого ремонта, включая и аварийный (средний).

В целях упорядочения работы рембригад НКАП в марте 1943 г. было издано Постановление ГКО, согласно которому НКАП обязывался развернуть работы бригад по полевому ремонту самолетов и моторов. В течение всего периода 1943-1945 гг. в частях ВВС находилось одновременно 100 бригад с общим количеством специалистов более 1000 человек. Бригадами отремонтировано за 1943 г. 4908 самолетов, что составляло 2,5% от общего количества самолето-ремонтов, за 1944 г. — 5916 самолетов.

Серьезным недостатком работы бригад являлось то, что 75-80% самолетов были отремонтированы текущим и мелким ремонтом. Это явилось следствием необеспеченности бригад запчастями, агрегатами, особенно моторами.

За период войны обеспечение полевой ремонтной сети ремонтными средствами можно характеризовать следующими данными. К началу войны ВВС КА имели 434 ПАРМ-1 по ремонту самолетов, а к концу войны ремсеть возросла до 1627 ПАРМ-1 (рост на 374%). Только за два первых года войны было получено от промышленности и изготовлено силами ремсети 649 ПАРМ-1.

Предыдущая Оглавление Следующая