Схема бронирования Ил-АМ-42, 1-й экземпляр, государственные испытания, 1944 г.
(Таблица чертежа в текстовом виде. Вставлена мною. ВВС) | ||||
№ № п/п | Наименование | δ мм | S м2 | Р кг |
Металлическая броня | ||||
1 | Броня капота мотор. | 4; 6 | 7,218 | 263,0 |
2 | Броня каб. пил. бензоб и рад | 4;5;6;7;12 | 11,067 | 544,0 |
3 | Броня каб. стрелка | 5;6 | 4,204 | 197,0 |
4 | Задняя перегородка | 12 | 1,07 | 106,0 |
Крепление брони | - | - | 70,0 | |
Итого мет. броня | 23,560 | 1180,0 | ||
Прозрачная броня | ||||
1 | Позрачн. бр. фон. пил | 62,0 | 0,406 | 56,6 |
Итого прозр. бр. | 62,0 | 0,406 | 56,6 |
Тем временем, определившись со стратегией выживания и заручившись поддержкой наркомата, С. В. Ильюшин с присущей ему энергией приступил к реализации задуманного.
На куйбышевском авиазаводе № 18 форсировались работы по постройке двух экземпляров двухместного Ил-1 и одного комплекта агрегатов для проведения статиспытаний. Вооружение самолета было ослаблено. "Вместо ранее предполагавшихся двух пушек калибра 37 мм и двух пушек калибра 20 мм" на самолете было решено установить две пушки ВЯ-23 и два пулемета ШКАС, а "вместо четырех бомбоотсеков" — смонтировать два бомбоотсека в центропланной части крыла и два внешних бомбодержателя ДЗ-42. Ракетное вооружение включало четыре РО-82. Одновременно с целью экономии времени с самолета С-42, на котором из-за отсутствия свободного мотора АМ-42 временно поставили АМ-38ф, был снят "турельный колпак задней установки" и установлен на двухместный Ил-1. Взамен на С-42 предполагалось смонтировать серийный фонарь и затем передать самолет на завод № 240, "где на него поставят турельный колпак". Готовность по сборке Ил-1 по состоянию на 25 декабря оценивалась как 80%. Завод № 1 продолжал строить одноместный истребительный вариант "единички".
Здесь стоит отметить, что к этому времени специалисты НИИ ВВС еще не знали, "как будет предъявляться самолет Ил-1, как штурмовик или как истребитель". Более того, "эскизные проекты самолетов Ил-1 АМ-42 ни Главному инженеру ВВС, ни начальнику НИИ ВВС не представлялись". В конце декабря Ильюшин еще только "обещал выслать в ближайшие дни эскизный проект". Как следует из документов, эскизный проект Ил-1 АМ-42 в двухместном варианте поступил в НИИ ВВС лишь 14 марта 1944 г., когда самолет уже был закончен по сборке и находился в Москве на авиазаводе № 240 с целью дальнейшей доводки и проведения испытаний. Очевидно, что в этих условиях внесение каких-либо серьезных изменений в конструкцию машины практически исключалось. То есть получается так, что штурмовой вариант самолета Ил-1 строился без утвержденного ВВС эскизного проекта и макета.
Надо полагать, С.В. Ильюшин, затягивая всеми возможными способами передачу в НИИ ВВС материалов по новому штурмовику, опасался, что рассмотрение военными эскизного проекта вполне вероятно закончится перечнем недостатков и требований, которые необходимо будет отрабатывать. Утверждение проекта затянется. В это время специалисты ОКБ П.О. Сухого сумеют довести Су-6 АМ-42 до требуемого уровня надежности и надобность в Ил-1 отпадет.
Как и следовало ожидать, проектом самолета Ил-1 специалисты НИИ ВВС остались недовольны. Начальник 4-го отделения 3-го отдела института инженер-майор В.С. Холопов и ведущий инженер 3-го отдела инженер-майор П.Т. Аброщенко писали, что в материалах ОКБ отсутствуют: тактическое назначение самолета, описание конструкции и расчет на прочность, состав специального оборудования и его компоновка на самолете, а также расчеты маневренности, устойчивости и поляры крыла. Установка на самолете системы заполнения бензобаков нейтральным газом не предполагалась. Не было предусмотрено дублирование в канале управления рулем высоты и направления. Воздушный стрелок по-прежнему оставался не защищенным от огня сверху-сзади. Все эти недостатки в начале 1944 г. уже считались недопустимыми для самолета поля боя.
Не впечатлили военных и боевые возможности самолета. Вооружение Ил-1 по проекту включало две пушки ВЯ-23 (300 снарядов), два пулемета ШКАС (1500 патронов), один оборонительный пулемет УБТ (150 патронов), 10 авиационных гранат АГ-2, 200 кг бомб (калибров от 1 до 100 кг) в двух бомбоотсеках и 200 кг (2 ФАБ-100) на внешней подвеске. В перегрузку допускалась подвеска снаружи двух бомб ФАБ-250. Ракетное вооружение не предусматривалось.