Стрельба с незастопоренной установкой показала, что пулемет в этом случае резко уходит к правому борту, а при стрельбе с застопоренной установкой пулемет сильно трясет.
Ведение прицельного огня на виражах оказалось невозможным, так как пулемет прижимает вниз, а "приподнять и удержать его не хватает силы", не говоря уже о том, чтобы одновременно с этим еще и поворачивать установку в сторону цели. Во время воздушного боя на виражах истребитель легко держался в хвосте и на первом же вираже заходил строго в хвост на дистанцию открытия действительного огня 100-150 м.
По мнению подполковника Цветкова, маневренность ВУ-8 и пулемета в целом была явно недостаточной для эффективного отражения атак истребителей, "в лучшем случае она может позволить сделать одну прицельную очередь и то с недостаточной точностью прицеливания". Одновременно отмечалось, что сама установка ВУ-8 значительно лучше, чем блистерная установка БЛУБ на Су-6, и несколько лучше, чем ВУБ-3 на Ил-2.
Справедливости ради, следует отметить, что при всех атаках со стороны задней полусферы летчик по команде штурмана энергичным маневром успевал доворачивать самолет таким образом, чтобы штурман мог держать противника в секторе обстрела. Это до некоторой степени компенсировало ограниченность углов обстрела установки, однако не обеспечивало ведение прицельной стрельбы.
При отражении атак истребителя со стороны солнца выявилась еще одна интересная особенность ВУ-8 - плексиглас козырька установки слепил штурмана еще больше, чем солнце, вследствие чего прицеливаться было невозможно.
Кроме этого, переговорное устройство штурмана и летчика работало неудовлетворительно: "...сильный треск и шум не давали разговаривать, переключатель абонентской коробки во время боя несколько раз самопроизвольно переключался в положение PC или РК, что нарушало связь с летчиком ".
Су-6 АМ-42 с пушками НС-37 на Заводских испытаниях, 1944г.
Су-6 АМ-42 с пушками ВЯ на Государственных испытаниях, апрель 1944г.
Серьезными недостатками ВУ-8 считались небольшая емкость магазина пулемета УБК и большое время его смены. Полсотни патронов в магазине оказалось недостаточно для отражения даже одной атаки истребителя. В тоже время на его замену уходило около одной минуты, что было совершенно неприемлемым для реальных условий боя. В отчете указывалось, что за счет некоторых конструктивных улучшений можно сократить время смены магазина до 45-50 секунд, но все равно оно оставалось большим.
"По сравнению с ранее принятыми подобными установками преимуществ не имеет, за исключением того, что защищает стрелка от задувания", ~ констатировал п-п-к Цветков после проведенного им воздушного боя с немецким истребителем.
В выводах отчета предлагалось увеличить углы обстрела вверх и по горизонту и емкость магазина, хотя бы до 75 патронов, а также "отработать механизм, компенсирующий вес пулемета и магазина".
Предъявлялись претензии и к спецоборудованию самолета. В частности отмечалась плохая конструктивная проработка экранировки системы зажигания мотора, вследствие чего "уровень помех радиоприема вырастает до недопустимых величин". Схема коммутации средств радио- и внутрисамолетной связи не учитывала особенности работы экипажа на данном самолете ~ "летчик и штурман совмещают лишние функции".
Несмотря на столь обширный перечень дефектов и недостатков Ил-АМ-42, в заключение Акта по испытаниям самолет был рекомендован к запуску в серийное производство в вариантах штурмовика-бомбардировщика и разведчика-корректировщика.
С целью выявления боевых качеств Ил-АМ-42 предлагалось "...выпустить войсковую серию этих самолетов". Причем, когда Акт подписывал начальник НИИ ВВС генерал-лейтенант П.А. Лосюков, то он собственноручно дописал к этому пункту документа: "даже с 50 час. ресурсом АМ-42 (если не успеют моторы со 100 час. ресурсом)".
Военные специалисты считали необходимым "просить Наркома авиапромышленности тов. Шахурина А.И. дать задания: а) Главному конструктору мотора АМ-42 тов. Микупину А.А. довести опытный мотор до состояния пригодного к нормальной эксплуатации, б) Главному конструктору самолета Ил с АМ-42 тов. Ильюшину С.В. до запуска в серийное производство устранить дефекты, отмеченные в выводах..."
В отношении установки на самолет кассет ДАГ-10 и крупнокалиберных пушек 11П, а также о величине бомбовой нагрузки с этими пушками, решение планировалось принять после проведения испытаний 2-го экземпляра самолета Ил-АМ-42.