Оглавление Следующая

ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА ЗАРУБЕЖНЫХ ВВС

Сергей МОИСЕЕВ

InoLetLe001.jpg

В последние 15-20 лет в связи с глобальными изменениями международной обстановки, связанной с окончанием «холодной войны» и появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности, вооруженные силы (ВС) большинства государств активно реформируются. Основным содержанием реформ ВС является количественное сокращение при стремлении повышения боевой эффективности за счет оснащения современными видами вооружений.

Значительные сокращения количественного состава планируются и в большинстве ВВС зарубежных стран. Одним из путей повышения боевой эффективности ВВС при их количественном сокращении рассматривается ввод в строй новых авиационных комплексов, в частности, многофункциональных истребителей.

При поверхностном рассмотрении идея многофункциональности истребителей достаточно привлекательна. Это предполагает возможность решения с одинаковым успехом нескольких боевых задач, традиционных для тактической авиации: завоевание господства в воздухе, прикрытие своих войск и объектов от ударов авиации противника, обеспечение боевых действий других родов авиации, нанесение авиационных ударов по войскам и объектам противника и непосредственная авиационная поддержка своих войск.

Значительно повысившаяся точность удара по наземным целям современных авиационных средств поражения (АСП), особенно высокоточного оружия, позволяет сократить наряд сил на поражение одного типового объекта и, следовательно, уменьшить количественный состав ВВС. Многофункциональность истребителей, кроме того, позволяет решить давно наболевшую проблему сокращения количества типов боевой авиационной техники.

Открытым для исследования остается только вопрос подготовки летчиков многофункциональных истребителей. Уход от «узкой специализации» в подготовке летного состава: истребителей - завоевание господства в воздухе, тактических истребителей — нанесение авиационных ударов по войскам и объектам противника, штурмовиков — непосредственная авиационная поддержка, может привести к посредственной результативности «многоборца». В данной ситуации уместен пример из мира спорта. Многоборец всегда имеет более низкие показатели, чем спортсмен, специализирующийся в отдельных видах многоборья: в беге, метании, прыжках, плавании.

При эксплуатации современных истребителей летчик практически достиг предела психофизиологических и физических нагрузок. Объем информационно-управляющего поля кабины современного истребителя приблизился к пределу психофизиологических возможностей летчика в части, касающейся восприятия, оценки поступающей информации, выработки решения и его реализации по управлению самолетом и применению АСП.

Перегрузки при маневрировании самолетов 4 и 5 поколений, по сравнению с предыдущими поколениями истребителей, ограничены не прочностью конструкции самолета и тяговооруженностью, а индивидуальными возможностями летчика по переносимости перегрузок.

Барьером для дальнейшего развития пилотируемой авиации становится не самолет, а летчик. Среднее «лётное долголетие» летчика-истребителя в настоящее время составляет 10-15 лет. Интенсивная летная эксплуатация истребителей нового поколения во всем спектре расширившихся боевых задач может привести к дальнейшему сокращению «лётного долголетия» летчиков, что не позволит в полной мере реализовать боевой потенциал многофункциональных истребителей.

В данных условиях особенно актуальной проблемой становится повышение эффективности и снижение стоимости подготовки летного состава.

В настоящее время в учебных заведениях зарубежных ВВС сложилась система лётной подготовки, представленная в Таблице 1 и состоящая из несколько этапов, имеющих определенные задачи и цели.

Таблица 1

Этапы летной подготовки, их цели и задачи

Этапы летной подготовки

Налет (часов)

Цель

Задачи

Первоначальная

10-30

Определение профессиональной пригодности.

Ознакомление с техникой пилотирования и навигацией.
Вывозная программа.
Самостоятельный вылет.

Основная

40-100

Определение пригодности для конкретного рода авиации.

Отработка навигации и техники пилотирования по основным видам летной подготовки.

Отработка техники пилотирования по основным видам летной подготовки (простой и сложный пилотаж, полеты по приборам, групповые полеты).
Отработка полетов по маршруту.
Ознакомление с выполнением полетов днем в сложных метеоусловиях и ночью, а также  основными элементами боевого применения.

Повышенная

80-120

Отработка техники пилотирования, навигации и боевого применения днем и ночью применительно к боевым задачам рода авиации

Отработка навигации и техники пилотирования по сложным видам летной подготовки (сложный пилотаж, боевое маневрирование, групповые полеты, полеты днем в сложных метеоусловиях и ночью).
Отработка боевого применения по воздушным и наземным целям.

Оглавление Следующая