Оглавление Следующая

Командно-штабные учения 37-й ВА ВГК (СН)

KSHU37VA001.jpg KSHU37VA005.jpg

В период с 10 по 15 апреля 2006 г. под руководством командующего 37-й ВА ВГК (СН) генерал-лейтенанта И.И. Хворова проводилась контрольная проверка 326-й Тарнопольской ордена Кутузова тяжелой бомбардировочной авиадивизии.

Кульминацией проверки стало командно-штабное учение с привлечением самолетов и личного состава еще двух авиаполков из 22-й гвардейской Донбасской Краснознаменной тяжелой бомбардировочной дивизии.

Географически учение охватило едва ли не половину Земного шара от Арктики — до южной оконечности Японии, от Волги - до акватории Тихого океана.

Учение началось 11 апреля, когда после приведения дивизии в состояние боевой готовности с расположенного в Приамурье «домашнего» аэродрома взлетело шесть стратегических ракетоносцев Ту-95МС 79-го ордена Красной Звезды и 182-го гвардейского Севастопольско-Берлинского авиаполков.

Четыре самолета перебазировались на аэродром Анадырь. Самолеты выполнили полет над Охотским морем, прошли вдоль Алеутских островов и побережья Аляски над нейтральными водами Тихого океана. Затем, после выполнения разворота, ракетоносцы пересекли Берингов пролив, Чукотку и приземлились в Анадыре. Перебазирование обеспечивали самолеты Ил-78 (в транспортном варианте) и Ан-12.

Еще два Ту-95МС скоординированно по времени с парой Ту-22МЗ из 444-го Берлинского орденов Кутузова и Александра Невского тяжелого бомбардировочного авиаполка выполнили полет на отработку учебно-боевых задач в Японском море и над акваторией Тихого океана с выполнением посадки на «штатных» аэродромах базирования. Ту-22МЗ облетели Японию с «внутренней», а Ту-95МС - с «внешней» стороны Тихого океана.

На начальных участках маршрутов самолеты Дальней Авиации сопровождали истребители Су-27.

Вблизи Японии самолеты Дальней Авиации на протяжении двух часов сопровождались истребителями воздушных сил самообороны Японии.

Учебно-боевые полеты продолжились 14 апреля, когда в 2 часа 00 минут по московскому времени с аэродрома Анадырь взлетел первый из четырех Ту-95МС.

Четверка ракетоносцев выполнила более чем 11-часовой полет вдоль арктического побережья США и Канады над нейтральными водами Чукотского моря и моря Бофорта с последующим возвращением в Приамурье. В ходе полетов в Анадырь и обратно экипажи выполнили тактические пуски ракет.

Полет Ту-95МС в Арктике был скоординирован по времени с нанесением удара боевыми 500-кг фугасными авиабомбами шестеркой Ту-22МЗ из 200-го гвардейского Брестского Краснознаменного тяжелого бомбардировочного авиаполка по полигону, расположенному в Иркутской области. Одновременно четверка Ту-22МЗ из 444-го ТБАП бомбила полигон на Дальнем Востоке. Мишенная обстановка на полигонах имитировала аэродромы. В обоих случаях цели были поражены с вероятностью «1».

KSHU37VA002.jpg

Командующий 37-й ВА ВГК (СН) генерал-лейтенант И.И. Хворов

Утром 14 апреля по местному времени четыре Ту-95МС из 79-го и 182-го ТБАП взлетели с аэродрома базирования и взяли курс на Север, где выполнили два практических пуска крылатых ракет по полигону, расположенному в районе Воркуты. Одновременно с авиабазы Энгельс взлетели два Ту-160 из 121-го ТБАП и два Ту-95МС из 184-го ТБАП 22-й ТБАД. Ракетоносцы также выполнили два пуска крылатых ракет по полигону под Воркутой. Все четыре ракеты были выпущены в течение 20 минут из единого боевого перядка и попали в круг диаметром 30 м, при этом ракеты шли к цели по индивидуальным маршрутам.

Для обеспечения управления ракетоносцами и контроля полета ракет были задействованы самолет ДРЛОиУ А-50, воздушный командный пункт Ил-22, а также истребители-перехватчики МиГ-31.

Всего в ходе КШУ совершено 53 самолето-вылета, проведено четыре практических пуска крылатых ракет воздушного базирования. По результатам полетов на боевое применение в ходе проверки 326-й ТБАД дивизии выставлена оценка «отлично».

Особенностью КШУ стало привлечение к полетам молодых экипажей. С начала года, в условиях жесткого лимита на топливо, в Дальней авиации удалось подготовить без малого сорок молодых экипажей.

Полеты к Аляске и Канаде выполнены впервые после длительного перерыва. Американские и канадские истребители не перехватывали наши самолеты. Проще всего порадоваться и сказать «проспали». Такой вариант вполне возможен, но маловероятен. Представители США и Канады получили заблаговременное уведомление о примерных времени и маршрутах полетов. К тому же полет стратегических ракетоносцев выполнялся под «колпаком» радиолокационных станций «вероятных союзников».

В ходе перелета в Анадырь практически на всем маршруте стояли исключительно сложные метеоусловия — плотная облачность, верхний край которой временами поднимался на девять километров; дул сильнейший ветер. В таких условиях перехват ракетоносцев истребителями с излюбленным сопровождением на предельно короткой дистанции был чреват летными происшествиями.

С другой стороны, отсутствие перехватов, особенно при выполнении полета над морем Бофорта, может объясняться реально возросшим уровнем доверия в военной области между Россией, США и Канадой.

Редакция выражает признательность за возможность освещения учений командующему 37-й ВА ВГК (СН) генерал-лейтенанту И.И. Хворову, заместителю командующего по воспитательной работе полковнику А.А. Тишакову, помощнику командующего по связям с общественностью капитану О. Терновому.

Отдельное огромное спасибо всему экипажу Ту-95МС с бортовым номером «05» из 182-го гвардейского ТБАП и лично заместителю командира 326-й ТБАД полковнику Юрию Эдуардовичу Кузнецову за полеты нашего корреспондента Михаила Никольского в составе экипажа корабля.

KSHU37VA003.jpg

Оглавление Следующая