Оглавление Следующая

ПОСЛЕДНИЕ ПРОЕКТЫ КБ П.О. Сухого до его расформирования

Владимир ПРОКЛОВ

LastSu50002.jpg

предыдущая статья

К середине 40-х годов на опытном заводе № 289, возглавляемом П.О. Сухим сложился высококвалифицированный коллектив, обладавший достаточно большим опытом в проектировании и постройке самолетов различного назначения.

После объединения в 1945 году заводов № 134 (ОКБ В.Г. Ермолаева) и № 289, численность работников предприятия возросла со 1163 до 1515 человек, а к середине 1948 года вообще достигла 1911 человек.

Объединенному заводу был присвоен № 134, а его директором и главным конструктором утвержден П.О. Сухой. Ближайшими помощниками главного конструктора, его заместителями стали: Д.А. Ромейко-Гурко, Е.С. Фельснер, М.В. Орлов, а с 1946 года - Н.Г. Зырин.

Структурные подразделения, входившие в состав завода № 134 размещались следующим образом: конструкторское бюро в Москве (ныне территория ГосНИИАС); опытное производство в г.Тушино (ныне территория ФГУП «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова»); летно-испытательная станция на Тушинском, а затем на Центральном аэродроме.

Основные подразделения КБ возглавляли: Я.Б. Нодельман, С.Н. Строгачев, Г.С. Еленевский, Н.С. Дубинин, Н.П. Поленов, А.К. Аронов, И.М. Закс, Н.А. Фомин, И.И. Дракин, П.П. Агадышев, И.Е. Баславский, И.И. Цебриков, Л.М. Роднянский, А.С. Воскресенский, В.А. Алыбин.

Руководство опытным производством осуществлял главный инженер Е.А. Иванов, а ЛИС - Е.С. Фельснер. В штате завода № 134 состояли летчики-испытатели: Г.И. Комаров, Н.Д. Фиксон, В.И. Фурдецкий и с 1948 года - В.А. Котилко.

С объединением коллективов значительно расширилась тематика выполняемых опытно-конструкторских разработок, появились их новые направления (пассажирские и десантно-транспортные самолеты). Всего же за период с 1944 по 1949 год в ОКБ П.О. Сухого разрабатывались более 44 проектов самолетов различного назначения, из них около 30 с реактивными двигателями. Из семи построенных самолетов с реактивными двигателями, пять (Су-5, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15) проходили летные испытания, а самолеты Су-10 и Су-17 - наземные. История создания первых реактивных «Су», о которых было рассказано в предыдущих номерах журнала, была бы неполной без ознакомления с некоторыми нереализованными проектами.

В 1948 году в ОКБ проводились изыскания по бронированным штурмовикам с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, рассматривались варианты и с мощными поршневыми двигателями. Такая же работа проводилась и в ОКБ С.В. Ильюшина.

Осенью 1948 года некоторые результаты этих наработок были представлены для рассмотрения в МАП, где уже полным ходом шло обсуждение проекта плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг. Одной из тем плана-заявки ВВС предусматривалось создание «Бронированного штурмовика с управляемым пушечным вооружением с поршневым двигателем». МАП, учитывая наработки ОКБ П.О. Сухого и С.В. Ильюшина, ответило на предложение ВВС двумя реактивными штурмовиками: С.В. Ильюшина с ТВД и П.О. Сухого с ТРД.

В ноябре зам. председателя АТК ВВС генерал-майор ИАС Н.А. Жемчужин представил Главкому ВВС свои соображения по данному предложению.

«... 1. Штурмовик с ВК-1.

Создание штурмовика с ТКРД представляет большой экспериментальный интерес.

Проект т. Сухого удовлетворяет ТТТ ВВС по диапазону скоростей, бомбовой нагрузки и оборудованию. Не удовлетворяет по:

Разбегу (850 м вместо 550 м), дальности (1000-1200 км вместо 1200-1700 км), вооружению (4хНР-23 вместо 6хНР-23).

Этот самолет включен МАП в проект плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг.

Целесообразно поддержать предложение т. Сухого при условии увеличения числа стволов передних управляемых пушек с 4 до 6, при этом возможно уменьшить б/запас на каждую пушку с 250 до 150 патронов и вместо двух пушек на задней установке оставить одну 23 мм.

2. Штурмовик с ВК-2.

В проект плана на 1949-50 гг. МАП включило предложение т. Ильюшина - бронированный экспериментальный штурмовик с ТВД ВК-2, удовлетворяющий ТТТ  ВВС. Для ВВС желательно, чтобы эта тема дублировалась также т. Сухим, однако МАП против этого.

Проект т. Сухого по своим данным удовлетворяет ТТТ ВВС, но требует уточнения компоновки (вопрос с V-образным оперением, нагрузка на крыло 250 кг/м2, шасси с хвостовым колесом и т.д.)...»

Резолюция А.К. Вершинина

«т. Пономареву. Все же мне думается, что наряду с проектами штурмовика с реактивным и турбовинтовым двигателем (последний реальнее) нужно делать и с поршневым. Крайне желательно более подробно заняться типом штурмовика с двигателем Добрынина. Продумайте и доложите».

К февралю 1949 года проект плана опытного самолетостроения на 1949-50 гг. по разделу «Штурмовики» предусматривал спроектировать и построить:

«... 1. Экспериментальный бронированный штурмовик с управляемым пушечным вооружением с двигателем ВК-1 конструкции т. Сухого

- экипаж — 2 чел.;

- диапазон скоростей горизонтального полета на высоте 3000 м - 275-800 км/ч;

-  время подъема на высоту 3000 м - 4 мин;

-  разбег - 850 м; с ускорителями - 500 м;

-  пробег - 600 м;

-  дальность полета (V=500км/ч, Н=3000м, 400 кг бомб) нормальная — 1000 км; с подв. баками — 1200 км;

-  практический потолок - 12000 м;

-   вооружение вперед 6x23 (управляемые), назад-вверх — 1x23; предусмотреть 6хОРО-132.

Срок предъявления на ГИ — сентябрь 1950 г...»

Оглавление Следующая