Американский бомбардировщик B-58
![]() |
![]() |
Б.М. Кондорский | Г.А.Черемухин (в центре) со своими сотрудниками |
В плане этих работ в конце 1952 года бригада проектов ОКБ под руководством Б.М. Кондорского (непосредственно в бригаде к теме были подключены: Г.А. Черемухин, В.А. Стерлин, А.М. Галкина) занялась изучением проблем, связанных с проектированием и постройкой тяжелого сверхзвукового самолета с различными типами крыльев (треугольным, ромбовидным и стреловидным). Изучался зарубежный опыт по самолетам с треугольным крылом (британские самолеты "Вулкан", "Джэвелин", американские - "Скайрэй", XF-102 и т.д.). Проводилось предварительное проектирование подобного самолета по различным аэродинамическим схемам - нормальная схема со стреловидным, ромбовидным и треугольным крылом, схема "бесхвостка" с треугольным крылом. Рассматривались варианты силовых установок на базе нового поколения отечественных ТРД (АЛ-7 ("И"), ВД-5 и др.), как с форсажными камерами, так и без них. Были проработаны детально несколько вариантов возможных компоновок самолетов (например, бригада подготовила предварительный проект самолета 5301 по схеме "бесхвостка" с треугольным крылом под шесть двигателей АП-7, с взлетной массой 70000 кг и площадью крыла 300 кв.м). К лету 1954 года эти предварительные работы ОКБ продвинулись достаточно далеко, материалы проработок представили в МАП, и туполевцы получили конкретное задание на межконтинентальный сверхзвуковой самолет-носитель.
30 июля 1954 года вышло Постановление Совета Министров СССР, согласно которому ОКБ поручалось спроектировать и построить стратегическую авиационную составную сверхзвуковую ударную систему (одновременно аналогичное задание получает ОКБ-23 В.М. Мясищева). Согласно Постановлению, составной дальний бомбардировщик должен был состоять из самолета-носителя с шестью бесфорсажными ТРД типа ВД-5М взлетной тягой по 15360 кг, самолет "108" (Ту-108), и подвесного пилотируемого самолета с двумя ТРД типа АМ-11М, самолет "100" (Ту-100). Практическая дальность полета системы с ядерной бомбой на борту подвесного самолета должна была составлять 14000 км., из которых 5000-6000 км система должна была лететь на скорости 1400-1500 км/ч, со сбросом подвески в районе цели вне зоны действия активных средств ПВО вероятного противника, с последующим возвращением и подвесного самолета "100", и самолета-носителя "108" на базы. В варианте использования самолета "108" как стратегического бомбардировщика, оснащенного свободнопадающими ядерными бомбами, его дальность, на скорости 950-1000 км/ч и высоте 16000-17000 м, должна была составлять 12500-15000 км.
Самолет "5301"