Предыдущая Оглавление Следующая

Lr_Tu160060.jpg

Один из вариантов самолета Як-33

Основные приблизительные данные самолета Як-33 в ударном варианте:

бесхвостка

"утка"

размах крыла, м

10,25

11,0

длина самолета, м

26,375

27,0

взлетная масса, кг

нормальная

32000 (предпол.)

максимальная

40000 (предпол.)

максимальная скорость, М

3,0 (ТЗ)

крейсерская скорость, М

2,0 (ТЗ)

дальность полета, км

4000 (ТЗ)

экипаж, чел

2

Вероятно, что на НТС ОКБ А.С. Яковлева представляло проект Як-35. По этому проекту имеется следующая информация. Взлетная масса порядка 90000 кг (класс Ту-22), крейсерская скорость полета 3000 км/ч, дальность полета 8000-7000 км/ч. Схема самолета - "бесхвостка" с треугольным крылом, четыре двигателя на пилонах под крылом. По обшей компоновке Як-35 напоминал американский В-58 и проект мясищевского М-54.

Но вернемся к проекту Ту-135.

В конструкторском бюро А.Н. Туполева в результате проектирования ударно-разведывательной системы '135" были выработаны основные концептуальные положения создания стратегического самолета-носителя и систем на его базе. ОКБ считало, что создать реальную требуемую систему можно при следующих основных допущениях.

Lr_Tu160061.jpg

Самолет "135Р"

Максимальная скорость полета самолета ограничивалась величиной 3000 км/ч (М=2,82), а крейсерская скорость — 2500-2650 км/ч (М=2,35-2,50). Это позволяло использовать в конструкции самолета дюралевые сплавы, с применением только в некоторых нагруженных элементах теплостойких сплавов и материалов, что открывало дорогу применения в конструкции планера привычных отработанных технологий, материалов и использованию производственной базы серийных авиационных заводов МАП, существенно снижало технический риск программы создания новой системы и должно было сократить сроки проектирования и производства как минимум в два раза.

На основании большого объема исследований и анализа предложенных вариантов самолета "135" для дальнейшего проектирования был выбран вариант со следующими размерностями: площадь крыла — 400-450 кв.м, взлетная масса — 160000-200000 кг. Выбранные размерности обеспечивали:
- получение нормальной практической дальности полета на сверхзвуковом крейсерском режиме (2650 км/ч) — 8000 км, максимальной практической дальности полета — 10000 км и дальности с одной дозаправкой топливом в полете — 12000 км,
- получение максимальной  практической дальности полета на дозвуковом режиме (920 км/ч) — 12000-13000 км и с дозаправкой топливом в полете — 14000-15000 км, получение максимальной практической дальности полета на малых высотах — 6000 км.

В случае создания на базе ударного самолета "135" его пассажирского варианта (самолет "135 - пассажирский", в ходе проработки проекта получивший шифр Ту-144), подобная машина могла бы обеспечить практическую дальность полета на сверхзвуке - 6500 км (беспосадочный полет с территории СССР в США). Именно этот проект в 1963 году стал одним из первых, предложенных по программе создания сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

Предыдущая Оглавление Следующая