Один из вариантов самолета Як-33
Основные приблизительные данные самолета Як-33 в ударном варианте:
бесхвостка |
"утка" |
|
размах крыла, м |
10,25 |
11,0 |
длина самолета, м |
26,375 |
27,0 |
взлетная масса, кг |
||
нормальная |
32000 (предпол.) |
|
максимальная |
40000 (предпол.) |
|
максимальная скорость, М |
3,0 (ТЗ) |
|
крейсерская скорость, М |
2,0 (ТЗ) |
|
дальность полета, км |
4000 (ТЗ) |
|
экипаж, чел |
2 |
Вероятно, что на НТС ОКБ А.С. Яковлева представляло проект Як-35. По этому проекту имеется следующая информация. Взлетная масса порядка 90000 кг (класс Ту-22), крейсерская скорость полета 3000 км/ч, дальность полета 8000-7000 км/ч. Схема самолета - "бесхвостка" с треугольным крылом, четыре двигателя на пилонах под крылом. По обшей компоновке Як-35 напоминал американский В-58 и проект мясищевского М-54.
Но вернемся к проекту Ту-135.
В конструкторском бюро А.Н. Туполева в результате проектирования ударно-разведывательной системы '135" были выработаны основные концептуальные положения создания стратегического самолета-носителя и систем на его базе. ОКБ считало, что создать реальную требуемую систему можно при следующих основных допущениях.
Самолет "135Р"
Максимальная скорость полета самолета ограничивалась величиной 3000 км/ч (М=2,82), а крейсерская скорость — 2500-2650 км/ч (М=2,35-2,50). Это позволяло использовать в конструкции самолета дюралевые сплавы, с применением только в некоторых нагруженных элементах теплостойких сплавов и материалов, что открывало дорогу применения в конструкции планера привычных отработанных технологий, материалов и использованию производственной базы серийных авиационных заводов МАП, существенно снижало технический риск программы создания новой системы и должно было сократить сроки проектирования и производства как минимум в два раза.
На основании большого объема исследований и анализа предложенных вариантов самолета "135" для дальнейшего проектирования был выбран вариант со следующими размерностями: площадь крыла
— 400-450 кв.м, взлетная масса — 160000-200000 кг. Выбранные размерности обеспечивали:
- получение нормальной практической дальности полета на сверхзвуковом крейсерском режиме (2650 км/ч)
— 8000 км, максимальной практической дальности полета — 10000 км и дальности с одной дозаправкой топливом в полете
— 12000 км,
- получение максимальной практической дальности полета на дозвуковом режиме (920 км/ч)
— 12000-13000 км и с дозаправкой топливом в полете — 14000-15000 км, получение максимальной практической дальности полета на малых высотах
— 6000 км.
В случае создания на базе ударного самолета "135" его пассажирского варианта (самолет "135 - пассажирский", в ходе проработки проекта получивший шифр Ту-144), подобная машина могла бы обеспечить практическую дальность полета на сверхзвуке - 6500 км (беспосадочный полет с территории СССР в США). Именно этот проект в 1963 году стал одним из первых, предложенных по программе создания сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.