Предыдущая Оглавление Следующая

Упоминавшееся выше ПСМ СССР от 28 ноября 1967 года, оговаривавшее одним из пунктов начало постройки опытного базового самолета Т-4 и дававшее официальный старт работам по новому советскому «стратегу», позволило перевести инициативные работы по Т-4М в разряд официальных и финансируемых не только для ОКБ, но и для других предприятий и организаций авиапрома.

В следующем, 1968 году, поиск оптимальной компоновки самолета продолжился, в аэродинамических трубах ЦАГИ продули модели Т-4М. На специально изготовленной масштабно-подобной упругой модели самолета провели исследования, выявившие некоторые проблемы, связанные с упругой деформацией крыла и применявшейся на Т-4М электродистанционной системой управления, что заставило искать решение проблемы на путях новых вариантов компоновки.

На базовом Т-4 использовалась «пакетная» схема размещения двигательных гондол, которая перекочевала на Т-4М практически без изменений. Эта схема не позволяла разместить солидную по объему и номенклатуре боевую нагрузку внутри фюзеляжа, тем более, что в мае 1968 года ВВС своими ТТТ для Т-4М увеличили нагрузку.

Постепенно, под воздействием новых требований, Т-4М «пополз» в своих размерах и массах вверх. Самолет явно не хотел оставаться в строгих рамках модификационного процесса от Т-4 к Т-4М.

Предъявленный проект в том виде, каким его подготовили суховцы, явно не соответствовал новым более жестким требованиям заказчика. В 1969 году в ОКБ рассмотрели еще несколько перспективных компоновок по теме, в результате выбрав для дальнейших работ одну из них, приближавшуюся по своим решениям к «интегральной» компоновке.

На основе всех наработок по Т-4М подготовили соответствующее дополнение к эскизному проекту базовой машины Т-4, после чего материалы были направлены для экспертизы и соответствующих заключений в МАП и МО, а также в ведущие отраслевые институты и организации авиапрома.

Проектные работы по Т-4М продолжались еще приблизительно год и завершились в сентябре 1970 года. Всего за три года предварительного проектирования в ОКБ было подготовлено 36 вариантов возможных компоновок Т-4М.

Lr_Tu160094.jpg

Т-4М — предшественник проекта Т-4МС

Т-4

Т-4М

«145»

Геометрические размеры

Длина самолета, м

44,5

50,0

41,0

Размах крыла, м

22,0

43,4/22,5

36,7/

Высота самолета на стоянке, м

11,195

11,6

Угол стреловидности крыла по ОЧК/по  наплывной части, град для Т-4М

60/70

минимальный, град

20

20

максимальный, град

72

72

площадь крыла, кв.м

295,7

241/176,5

Массы самолета

взлетная нормальная, кг

114000

131000

взлетная максимальная, кг

128000

145000

105000

пустого самолета, кг

54800

56600

51500

боевая нагрузка:

нормальная, кг

4000

4000

максимальная, кг

18000

18000

запас топлива, кг

57000

68000-82000

Летные характеристики

максимальная скорость, км/ч

3200

3200

2700

крейсерская сверхзвуковая, км/ч

3000

3000

2200

крейсерская дозвуковая, км/ч

950

850-950

дозв.

максимальная у земли, км/ч

1100

1100

1100

Дальность полета:

на крейсерской сверхзвуковой скорости, км

4000

7000

4000

на крейсерской дозвуковой скорости, км

5000-7000

10000

10000

у земли, км

3500

3800

с двумя дозаправками:

на сверхзвуковой скорости, км/ч

10000

на дозвуковой скорости, км/ч

16000

практический потолок, м

25000-30000

20000-23000

17000

на дозвуковой скорости

9000-14000

высота полета у земли, м

200

50-100

длина разбега, м

950-1500

1450

длина пробега, м

800-1100

ракеты, число/тип

2 х Х-45

2 х Х-45 или 8 х Х-2000

1 х Х-22М

экипаж, чел

2

3

3

В таблице для сравнения приводятся некоторые данные одного из первых проектов самолета «145» с двумя двигателями НК-144 ОКБ А.Н. Туполева

Предыдущая Оглавление Следующая