Предыдущая Оглавление Следующая

Все это, с точки зрения Мясищева и специалистов ЭМЗ, приводило к уменьшению дальности полета на 28-30%. Генеральный конструктор также проинформировал присутствовавших, что по теме многорежимного CMC на ЭМЗ был проведен огромный объем теоретических и практических исследований, в том числе:
-  параметрические исследования характеристик различных компоновок самолета М-20 с помощью ЭВМ (до 1200 часов), динамики и управляемости на различных режимах полета; много экспериментальных исследований было проделано совместно с ЦАГИ;
-  исследование оптимизации геометрических и весовых характеристик различных схем самолета при различных полетных весах (от 150 до 300 т) и размерах самолета;
-  исследование коэффициентов теплопередачи и теплоотдачи на моделях самолета в трубе Т-33 ЦАГИ;
-  исследование характеристик прочности и жесткости и оптимизация основных расчетных режимов для различных схем и различных материалов, в том числе исследования в трубах СибНИА и ЦАГИ;
-  исследования и выбор схем, функционирования и весов основных систем (управления, оборудования, шасси, вооружения, силовых установок и т.д.);
-  проектные работы на основных узлах конструкции самолета (крыла, фюзеляжа, шасси, силовых установок).

В итоге большого объема исследований сотрудники ОКБ пришли к убеждению, что многорежимный стратегический самолет должен иметь крыло с изменяемой стреловидностью. Это заключение выкристаллизовалось еще на этапе проработки проекта М-20 и укрепилось в ходе работ по М-18. Поэтому наработки по М-20 органично перешли в проект М-18. К моменту начала работ по М-18, оценив все за и против, В.М. Мясищев, вслед за А.Н. Туполевым, стал сторонником ограничения максимальной крейсерской скорости самолета-носителя, с тем чтобы максимально использовать в конструкции алюминиевые сплавы и освоенные в нашем самолетостроении технологии, с одновременным снижением стоимости самолета. Кстати, если вернуться к В-1, американцы также шли по этому пути.

Lr_Tu160104.jpgLr_Tu160105.jpg

Проект М-20 с интегральным фюзеляжем и поворотными консолями крыло, имеющими небольшие размеры

Варианты многорежимного CMC разрабатывались под непосредственным руководством Генерального конструктора В.М. Мясищева при участии многих ведущих специалистов воссозданного ОКБ: заместителя главного конструктора Г.И. Архангельского, и.о.заместителя главного конструктора М.В. Гусарова, и.о.заместителя главного конструктора В.А. Федотова, начальника отдела аэродинамики А.Д. Тохунца и многих других. Ведущим конструктором по CMC был назначен К.П. Лютиков.

Проект М-18 по своим компоновочным решениям во многом соответствовал компоновке американского бомбардировщика В-1 и, вполне возможно, с оглядкой на американцев, был принят в ходе «конкурса проектов» и руководством МАП и руководством ВВС, как более перспективный для дальнейшего развития.

Lr_Tu160107.jpg Lr_Tu160106.jpg

Вариант самолета М-20 с поворотными консолями большого размаха

Предыдущая Оглавление Следующая