Оглавление Следующая

МАКС-2007

Михаил НИКОЛЬСКИЙ

MAKS07AI001.jpg

Прошел, пролетел очередной МАКС, ставший уже привычным. Август нечетного года — все в Жуковский! Были и новинки, были и разочарования. Но главное — был праздник.

Как всегда, в центре внимания — истребители. На авиасалоне едва ли не впервые были обнародованы сроки массового развертывания в строевых частях истребителей пятого поколения — 2018-2020 гг. Это действительно реальные сроки... Но до них пилотам надо будет на чем-то летать и, не приведи Господи, воевать. Ни МиГ-29, ни Су-27 в том виде, в котором они существуют в отечественных ВВС, сегодня временную брешь в десять лет закрыть не способны. Именно поэтому, на взгляд автора, вопрос о «промежуточном» истребителе (глубокой модификации МиГа и Су) гораздо более актуален, чем рассуждения о грядущем «пятом поколении». Тем не менее это не означает ненужности перспективной машины. Такими промежуточными истребителями вполне могут оказаться представленные на салоне Су-35-1 (чаще упоминается просто как Су-35) и МиГ-35.

Аббревиатура «Су-35» сразу вызывает в памяти те четыре машины, которые передали «Русским Витязям». Сначала самолеты полировали метели в Андреаполе, ныне их засыпает песок из знаменитого карьера на Кубинке. Будем надеяться, что очередной Су-35 ждет иная судьба.

Самолет Су-35-1 демонстрировался только на статической стоянке, первый полет должен состояться до конца 2007 г. На Су-35-1 установлены двигатели «117С». Двигатель 117С позиционируется в одних источниках как «принципиально новый», в других — как «глубокая модернизация АЛ-31Ф». Он имеет на 16% большую тягу, по сравнению с ТРДД АЛ-31Ф, установленным на Су-27, и оборудован управляемым соплом. Сопло отклоняется в двух плоскостях на угол до 15° от оси.

Самолет Су-35-1 оснащен РЛС с пассивной фазированной решеткой «Ирбис-Э» — дальнейшее развитие РЛС «Барс», установленной на самолетах Су-30МКМ и Су-30МКИ. Пассивная ФАР диаметром 900 мм установлена на поворотном узле с электрогидроприводом. Диапазон электронного сканирования луча — 60° по азимуту и углу места, а за счет механического сканирования антенна может доворачиваться еще на 60° по азимуту. Таким образом, суммарно, за счет электронного и механического сканирования, антенна в азимутальной плоскости может работать в секторе 120°. РЛС «Ирбис-Э» способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 350—400 км, одновременно сопровождать до 30 целей и обстреливать до восьми воздушных целей. При работе в режимах картографирования (таких режимов несколько) РЛС обеспечивает обнаружение, селекцию и сопровождение до четырех наземных объектов также одновременно.

Новая оптико-локационная станция ОЛС-35 разработки Уральского оптико-механического завода способна работать как по передней, так и по задней полусфере. ОЛС является многоканальной, то есть работает сразу по нескольким целям. В состав станции входят теплопеленгатор, телевизионный дневной канал и лазерный дальномер-целеуказатель. За счет новой элементной базы удалось резко снизить массу станции - 71 кг против 173 кг станции 31 Е, установленной на Су-27. Зона обзора по азимуту ±60°, по углу места - от +55 до -15°. Дальность обнаружения цели теплопеленгатором в передней полусфере составляет порядка 40—50 км, в заднюю - порядка 70—90 км (информация о дальности обнаружения сильно расходится в различных источниках, поэтому приведены граничные значения). Лазерный дальномер измеряет расстояние до воздушной цели в диапазоне до 20 км, до наземной — до 30 км.

Оглавление Следующая