Оглавление Следующая

МиГ-15 в руках врага АЭРОАРХИВ

MiG15arc001.jpg

В годы Холодной войны на Запад разными путями попало несколько истребителей МиГ-15. Хорошо известен случай угона МиГа северокорейским летчиком, другие известны меньше. Редакция не претендует на полноту информации. Ниже — всего лишь избранный обзор откликов американской и британской авиационной печати на события тех далеких дней. Статьи приведены с небольшими сокращениями, не влияющими ни на стиль, ни на содержание, что дает возможность ощутить дух тех не столь далеких времен.

The Aeroplane, March 13, 1953

Через Занавес

Недавно русский МиГ-15 оказался по эту сторону Железного занавеса! Здесь впервые помещены две фотографии этого самолета.

МиГ-15, состоявший на вооружении ВВС Польши, 4 марта совершил посадку в аэропорту Рённе на принадлежащем Дании острове Борнхольм. Польский летчик Франтишек Гарецкий, запросил политического убежища. Важность данного события трудно переоценить. Хотя два экземпляра МиГ-15 ранее попали в Корее в руки Объединенных Наций, они были сбиты в воздушных боях. И вот теперь впервые есть возможность провести техническую инспекцию неповрежденного экземпляра.

Согласно отчетам из Дании, МиГ-15 летел в группе других самолетов того же типа из Польши в Восточную Германию. Над побережьем Балтики Гарецкий сбросил подвесные топливные баки и спикировал в сторону Борнхольма. Его коллеги, по словам самого летчика, пытались перехватить и сбить самолет.

Длина полосы в аэропорту Рённе не превышает 1300 ярдов, на снимках видно, что поляк выкатился за пределы полосы, но приземлился успешно. Чрезвычайно удачная посадка на короткую полосу на скоростном реактивном истребителе оказалось возможной только благодаря малой удельной нагрузке на крыло у самолета МиГ-15, меньшей, чем у «Мистера», и почти вдвое меньшей, чем у «Сейбра». Удельная нагрузка на крыло у МиГа даже меньше, чем у «Спитфайра» - поршневого истребителя конца Второй мировой войны.

Датские и иностранные военные эксперты, включая британского авиационного атташе в Копенгагене уинг-коммендера Ф. Джеффса, немедленно вылетели на Борнхольм для инспекции самолета, который позже был частично разобран и доставлен в Копенгаген.

Польское правительство немедленно потребовало возвращения самолета и летчика. На момент передачи номера в печать правительство Дании не дало ответа на эти требования. Правительство Дании придерживается официальной версии, согласно которой произошло серьезное нарушение границы страны военным самолетом, который, к тому же, приземлился без предупреждения. Скорее всего самолет не возвратят до тех пор, пока все детали инцидента не будут урегулированы. Интересно, что известны как минимум два случая, когда русские самолеты, приземлившиеся вне России, возвращались немедленно.

Две фотографии сделаны в Рённе сразу после посадки МиГа. Пока это лучшие по качеству публичные фотоснимки истребителя МиГ-15.

Aviation Week, April 13, 1953

Беглый МиГ раскрывает новые детали

Новые данные об истребителе МиГ-15 были получены после изучения истребителя красных, недавно выполнившего посадку в Западной Европе. Официальных сообщений об особенностях конструкции севшего в Дании МиГ-15 не публиковалось, однако некоторая информация поступила из датских кругов.

Чешская постройка - хотя на самолете перелетел в Рённе польский летчик, самолет построен в Чехословакии. МиГи по русской документации выпускают на бывших заводах Аеро и Летов в Высочанах и Летнани. Самолет имеет некоторые отличия от истребителей русской постройки. Если судить по зарисовкам, выполненным на Борнхольме, и по ранее поступавшим сведениям, то русские имеют некоторые проблемы, связанные с полетами МиГа на больших высотах и скоростях.

MiG15arc002.jpg

Польский МиГ-15 на о. Борнхольм

Оглавление Следующая