Оглавление Следующая

ЧЁРНЫЙ ДЕНЬ НИИ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ

Николай МАКСИМОВ

31 мая 1941 года, буквально накануне начала Великой Отечественной войны, с руководящей должности начальника НИИ ВВС был снят, а позднее расстрелян генерал-майор А.И.Филин. Вместе с ним был репрессирован целый ряд летчиков-испытателей и специалистов НИИ ВВС.

До сих пор эта история остается одной из «темных» страниц в истории отечественной авиации.

Но почему так произошло?

Сегодня мы хотим познакомить вас с материалом, который собирался на протяжении многих лет полковником в отставке, кандидатом технических наук Максимовым Николаем Николаевичем — сыном одного из летчиков НИИ ВВС, разделившего в далеком 1941 году судьбу многих своих товарищей.

От автора

История складывается не только из великих свершений, происходящих в государстве, но и из частных событий в жизни отдельных людей и коллективов. События переплетаются причудливым образом между собой, влияют друг на друга.

Для понимания их значения на ход истории требуется объективный, беспристрастный анализ исторических документов, отражающих эти события.

Автор стремился в основу своих выводов и комментариев положить имеющиеся в архивах документы. Насколько это ему удалось - судить читателям. Главная цель, которая ставилась, - сказать правду о рассматриваемых событиях, невзирая на чины и звания их участников.

Надеюсь, история моего отца позволит пролить свет и на тайну репрессий, свалившихся на руководство НИИ ВВС.

Решив собрать сведения о своём отце - Максимове Николае Ивановиче, который перед войной после окончания академии им. проф. Н.Е. Жуковского работал в НИИ ВВС ведущим инженером, лётчиком-испытателем, я начал с того, что познакомился в архиве с его учётно-послужной карточкой (УПК). В ней меня заинтересовала формулировка приказа НКО от 31 мая 1941 года, по которому отец отстранялся от исполнения своих обязанностей "как не соответствующий своему назначению".

NIIVVSed001.jpg

Военный инженер 2-го ранга Максимов Николай Иванович — ведущий инженер и летчик-испытатель опытных истребителей И-26 и первых серийных Як-1

Для выяснения обстоятельств дела пришлось получить допуск к архивным документам, хранящимся в центральном архиве Министерства Обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ) и Российском государственном военном архиве (РГВА). Работая в архивах в течение почти трёх лет, удалось получить интересную информацию, существенно дополняющую биографию отца во время его работы в НИИ ВВС, обстоятельства направления его на фронт. Поэтому считаю своим долгом изложить документально подтверждённые данные со своими комментариями. Начну с момента направления отца на испытательную работу.

Начало работы в НИИ ВВС

Перед защитой дипломных проектов пятеро выпускников инженерного факультета ВВИА им. Жуковского "отловили" в академической столовой члена Государственной Комиссии комбрига Филина А.И., начальника НИИ ВВС, и обратились к нему с просьбой, чтобы он взял их к себе в институт после окончания академии на испытательную работу. Все они - бывшие лётчики, а теперь вот оканчивают инженерный факультет и не хотят расставаться с лётной работой.

Их желание было удовлетворено. В результате военные инженеры 2-го ранга: Максимов Николай Иванович (мой отец), Кочетков Андрей Григорьевич, Никитченко Пётр Степанович, Лысков Леонид Миронович были назначены на должности помощников ведущего инженера 1-го отдела института, а Овчинников Константин Ильич — сразу ведущим инженером. Четверо из них (кроме Никитченко) одновременно назначались лётчиками-испытателями. Произошло это в самом начале 1939 года.

Отдел № 1- это отдел сухопутных самолётов1. Отдел являлся одним из основных подразделений института. В штатном оформлении он занимал 32%. Основными задачами отдела были:

1.Разработка предварительных проектов:
   - системы вооружения ВВС сухопутных самолётов;
   -  планов опытного строительства;
   -  тактико-технических требований.

2.  Дача заключений по эскизным проектам самолётов.

3.  Проведение макетных комиссий по самолётам.

4. Технический контроль за проектированием и постройкой опытных образцов самолётов, осуществляемый как работниками отдела, так и через военпредов опытных цехов заводов.

5.  Проведение госиспытаний самолётов, техническое руководство войсковыми испытаниями самолётов и наблюдение за заводскими испытаниями.

6.  Обучение и выпуск на новой матчасти лётного состава, участие в проведении сборов технического состава ВВС, составление инструкций по эксплуатации на основе специальных испытаний.

Первый отдел испытывал самолёты как боевую единицу и давал оценку лётно-техническим данным самолёта и технике пилотирования на нём, вооружению самолёта, винтомоторной группе и спец. оборудованию.

Отец и все его однокурсники попали на испытания самолётов-истребителей. Начались рабочие будни инженеров-испытателей. Отец активно включается в работу. Судя по имеющимся в РГВА документам, он работает успешно. Так, приказом НИИ ВВС РККА от 29. 05. 39 г2. объявлен лётно-подъёмный состав, летающий на скоростных самолётах, которому полагается надбавка (20%) к штатно-должностному окладу в соответствии с приказом НКО от 11.04 39 г. Под №42 в нём фигурирует помощник ведущего инженера лётчик в/инженер 2-го ранга Максимов Н.И., летающий на самолёте И-16 днём.

А вот приказ НИИ ВВС РККА от 19. 08. 39 г3. "О поощрении лётчиков-испытателей т.т. Кубышкина и Максимова".

"§ 2. 7.08.39 г. инженер-лётчик в/инженер 2 ранга Максимов, проводя испытание винтомоторной группы, стал производить вираж. При выполнении правого виража лопнула передняя левая несущая лента-расчалка. Самолёт резко наклонился вправо. Максимов сбавил газ и на минимальной скорости повёл самолёт на посадку. Посадка произведена отлично. За проявленное спокойствие и отличную технику пилотирования объявляю в/инженеру 2 р. Максимову благодарность ".

Приказ подписан: врио начальника НИИ ВВС в/инженером 1р. Лосюковым, временным военкомом НИИ ВВС батальонным комиссаром Мухановым и начальником штаба НИИ ВВС в/инженером 1р. Щербаковым. (Речь здесь идет, по-видимому, об истребителе И-153).

Оглавление Следующая