В приказе от 23 мая 1940 г.4 отец фигурирует в списке лётного состава НИИ, которому с 1 января 40 года за овладение ночными полётами в целях испытательной работы выплачивается 25% надбавка к должностному окладу. Интересно, что в этом же списке фигурируют такие известные лица, как помощник начальника отделения майор Стефановский П.М., лётчик-испытатель майор Супрун С.П., лётчик-испытатель ст. лейтенант Кубышкин А.Г., ведущий инженер в/инженер 1р. Никашин А.И., лётчик-испытатель ст. лейтенант Бахчиванджи Г.Я. и многие другие, в будущем выдающиеся лётчики-испытатели.
В феврале 40 года Николай Максимов принимает участие в государственных испытаниях эталона 1940 года самолёта И-153 с мотором М-63. Для проведения его испытания по первому отделу издаётся приказ - наряд № 015 от 9.02.40г. Этот документ является основанием для проведения испытаний и представляет интерес, т.к. полностью отражает всю процедуру испытаний в НИИ ВВС самолёта, поступившего с завода-изготовителя, их объём, лиц, производящих испытания, сроки. Но, пожалуй, наибольший интерес представляет «Примечание». Полагаю важным привести наиболее интересные моменты приказа-наряда.
Приказ-наряд № 015 9.02.40 г. 1 отдел
Госиспытание эталона 1940 г., самолёт И-153 М-63 Объект поступил от завода №1 31.01.40 г.
Характер испытания - эталон 40 г. с новым мотором М-63.
Программа испытания — прилагаемая.
Допускаются к наземным испытаниям: Цыпаев, Оноприенко, Андросова, Евсеева, Коробков, Березин, Наумов.
Допускаются к лётным испытаниям: Николаев, Кочетков, Базанов, Никашин, Прошаков, Максимов, Стефановский.
Ведущий инженер - Никитченко. Ведущий лётчик — Кубышкин.
Программа государственных испытаний эталона 1940 г. с-та И-153 №6931 на лыжах с мотором М-63.
Цель испытаний:
1 .Определение лётных характеристик эталона на лыжах с М-63: нормальный вариант; с подвесными баками.
2. Оценка всех внесённых изменений на эталоне 1940г: аварийного выпуска шасси; пневмоспуска для гашеток; заполнение нейтральными газами бензобаков; рации.
3. Испытание винтомоторной группы.
4. Испытание вооружения и пневмоспуска.
Наименование |
Кол-во полетов |
Кол-во часов |
НАЗЕМНЫЕ ИСПЫТАНИЯ |
||
Взвешивание пустого и груженого самолета, определение центра тяжести и фотографирование |
14 |
|
Тарировка приборов, тахометра, указателя скорости, Рк, высотомера |
5 |
|
Оборудование приборами: комбинированными барографами, самописцами Рк, наядой и контрольными приборами ВМГ |
21 |
|
Испытание и проверка работы ВМГ на земле и отработка заполненных нейтральным газом бензобаков |
3 |
|
ИТОГО: |
43 |
|
ПОЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ |
||
Ознакомительный полет |
1 |
0,5 |
Проверка работы ВМГ, работы винта и Р-2 |
7 |
4 ч 20 мин |
Определение границы высотности на 1-й и 2-й скорости нагнетателя и определение высоты, переключение с первой скорости на вторую |
2 |
2 ч 10 мин |
Полет на сверхмаксимальную скорость (1,2 Vmax) |
1 |
0,5 |
Определение Vmax y земли и тарировка указателя скорости в нормальном варианте и с подвесными баками |
4 |
4 ч |
Определение скорости по высотам, скороподъемности и потолка в нормальном варианте и с подвесными баками |
6 |
5ч |
Испытание на пикирование под различными углами с убранным и с подлым газом до V =550 км/ч, начиная пикирование с V=400 км/ч и последовательно увеличивая скорость на 10 км/ч в каждом следующем заходе на пикирование |
4 |
2ч |
Определение маневренности на h=1000 м и (Обрыв текста. ВВС) |
4 |
3ч |
Определение взлетно-посадочных свойств на лыжах |
10 |
1 ч |
Определение расхода горючего |
8 |
7ч |
Облет другими лётчиками |
5 |
2ч 30м |
ИТОГО: |
52 |
32 ч. |
ИСПЫТАНИЕ ВООРУЖЕНИЯ |
||
Отстрел на автоматику, стрельбы с пикирования, стрельба по конусу и отработка пневмоспуска на различных высотах |
13 |
4 ч |
ИТОГО: |
13 |
4 ч |
Начальник 1 отдела НИИ ВВС ТУ АС К.А. Рудинцев
Военком 1 отдела НИИ в/инженер 2р. батальонный комиссар Харчев
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Испытания по настоящей программе проводятся в том случае, если самолёт представлен в одном экземпляре и полностью отработан на заводе после заводских испытаний по самолёту, вооружению, ВМГ, спецоборудованию.
2. Настоящая программа составлена для самолёта с полным и разнообразным вооружением и оборудованием; в случае отсутствия на самолёте какого- либо вооружения или оборудования, время испытаний соответственно этим агрегатам уменьшается.
3. В указанное время в программе не включено время, необходимое для подготовки мат.части самолёта к полёту, осмотру, регламентным работам и т.п.
4. Выполнение программы должно производиться в кратчайшие сроки, а работы по испытанию спецоборудования, ВМГ и вооружения должны по возможности комплексироваться с основными испытаниями (полётами) по самолёту.
5. Необходимость выполнения пунктов программы по спецоборудованию применительно к серийным и модифицированным самолётам определяется в каждом конкретном случае отдельно, в зависимости от объёма и характера изменения спецоборудования на эти самолёты.
6. Каждому испытанию самолёта должна предшествовать подготовительная работа по изучению испытуемого объекта по материалам завода и по тактико-техническим требованиям.
7. В случае нелётной погоды и др. причин, когда самолёт на первом этапе не летает, необходимо проводить работы по программе 2-го этапа испытаний
8. Испытания модифицированного вооружения проводятся по полной программе опытного самолёта.
9. Плохо отработанные элементы испытания на опытном самолёте, на серийном или модифицированном отрабатываются по полной программе опытного самолёта.