![]() |
![]() |
![]() |
Полковник Рудинцев Петр Васильевич В 1940-1941 гг. — начальник 1-го , а затем 3-го (истребительного) отдела НИИ ВВС | Военный инженер 1-го ранга Никитченко Петр Степанович — один из первых ведущих инженеров серийных Як-1 | Майор Стефановский Петр Михайлович - один из первых ведущих летчиков-испытателей опытных И-26 и серийных Як- 7 |
Какие главные выводы можно сделать на основе анализа содержания приведённого наряда-приказа?
Первое - поступающий на госиспытания самолёт должен быть полностью укомплектован всем предусмотренным для него оборудованием.
Второе - самолёт должен быть полностью испытан на заводе и только после этого поступить в НИИ ВВС, который даёт заключительную оценку -прошёл самолёт госиспытания или нет, т.е. удовлетворяет предъявленным к нему ТТТ или не удовлетворяет.
При рассмотрении дальнейших событий мы увидим вопиющие нарушения этих правил.
С 13 по 17.05.40 г. отец в качестве ведущего лётчика принимает участие в испытании ещё одного самолёта И-153 с М-63 на снятие его лётных характеристик.
Вот ещё один документ: "Приказом начальника НИИ от 31 мая 40 г. помощник ведущего инженера в/инженер 2р Максимов Н.И. с 1 апреля ст. допускается к временному исполнению должности ведущего инженера отделения истребительных самолётов."5 Я полагаю, что если бы отец работал неважно, этого приказа не было.
Здесь уместно сделать некоторое отступление. Дело в том, что 29 июля 1939 года в один день вышло 45 (сорок пять!) Постановлений Комитета Обороны, касающихся развития Военно-воздушных сил СССР, подписанных Председателем Комитета Обороны (КО) Молотовым. Анализ некоторых из них, на мой взгляд, позволяет объяснить ход дальнейших, в том числе и трагических, событий, последовавших за этим.
Из Постановления № 217 КО при СМ СССР от 29 июля 1939 г6.
"О проведении мероприятий по внедрению в серию новых и модернизированных истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, разведчиков, учебных, тренировочных и транспортных самолётов и по строительству новых опытных типов".
Комитет Обороны постановляет:
1. Утвердить, представленное НКАП Положение о премировании конструкторов, инженерно-технических работников, рабочих и служащих самолётных заводов за успешное внедрение в серийное производство новых самолётов и создание новых опытных объектов.
(Этим Положением выделяются большие суммы премий для конструкторов, ИТР, рабочих и служащих. Выделяются также деньги: для финансирования опытных работ по самолётостроению, для премирования лётного и инженерного состава ВВС РККА (4млн. рублей), на премирование за создание самолёта ВВС (1 млн. 600 тыс. рублей).
3. Устанавливаются правительственные премии ОТДЕЛЬНЫМ КОНСТРУКТОРАМ за ОСОБО высокие тактико-технические показатели, достигнутые при создании НОВЫХ самолётов в размере от 50 до 100 тысяч рублей.
4. При выполнении полностью годовой программы 1939г. устанавливаются индивидуальные премии руководящему составу заводов за успешное внедрение в серийное производство новых и модернизированных самолётов, согласно заключённым договорам, и за создание новых мощных самолётов, в зависимости от должности, от 10 до 25 тыс. руб. (в то время рабочий получал 200-300 руб).
5....Выделяются также большие деньги для смежников, создающих необходимое оборудование и агрегаты, в том числе радиоустановки и т. д.
6. То же для работников других наркоматов.
11. Обязать НКО (Управление ВВС):
- все новые виды вооружения и оборудования, установленные на модернизированных и новых машинах, внедряемых в серийное производство, ИСПЫТАТЬ и ЗАЭТАЛОНИРОВАТЬ, выдав на все виды вооружения научно-технические журналы;
- разработать и предъявить НКАП тактико-технические требования на все объекты плана по самолётостроению. Срок - 1.09.39 г.
12. Для обеспечения быстрейшего проведения испытаний новых и модернизированных самолётов, моторов, вооружения и их внедрения в строй, особенно в течение зимы, обязать НКО и Главстрой при СНК СССР ускорить строительство и развёртывание южного филиала НИИ ВВС в Саках Крымской АССР.
14. Прекратить все экспериментальные и опытные работы по истребителям, штурмовикам, не вошедшим в Постановления Комитета Обороны.
16. В целях поощрения инициативы лётного и инженерно-технического состава военной приёмки, институтов, полигонов и Управления ВВС КА по обеспечению быстрого введения на вооружение высококачественных и модифицированных образцов, НКО к 15.08.39 г. разработать Положение о премировании личного состава".