Предыдущая Оглавление Следующая

Наступил 1941 год - чёрный год в жизни ВВС Советского Союза и НИИ ВВС в частности.

Однако обо всём по порядку.

Дело с доведением серийных самолётов до кондиции не улучшилось. Вот результаты государственных испытаний, проведённых в течение первой половины 1941 года18.

"Основные дефекты Як-1, не устранённые на серийных самолётах по состоянию на 20 февраля 1941 года.

1.  Недостаточная прочность щитков шасси, что ограничивает скорость пикирования самолёта до 500 км/ч. На опытном самолёте щитки были усилены, и пикирование проверено до 635 км/ч.

2.  Падение давления масла при вводе в пикирование с прямой.

3.  Раскрутка винта на пикировании под углом, больше 60 градусов (новый дефект, подлежащий детальному обследованию).

4.  Недостаточная продольная устойчивость самолёта.

5.  Недоведённость ВМГ:

о) перегрев масла, невозможность набора высоты при номинальных оборотах,

б) неравномерность выработки горючего из баков.

6.   Несоответствие спец. оборудования Т.Т.Т.: нет рации, нет генератора, нет фары, нет бензиномера, нет вариометра и пр.

7.   Недоведённость шасси. Шасси невозможно убрать на скорости наивыгоднейшего набора высоты. Сейчас на проверке в НИИ находится самолёт с дополнительным цилиндром в системе уборки шасси. Первые полёты показывают, что шасси свободно убираются до скорости 250 км/ч., дальнейшая проверка ведётся.

8.  Отсутствуют управляемые из кабины триммеры руля поворота и элеронов. В результате длительный полёт утомителен для лётчика. На опытном самолёте триммеры управляемы на всех рулях и элеронах.

9.   Недостаточен противокапотажный угол. При рыхлом снеге самолёт на пробеге поднимает хвост. Использовать эффективность тормозов колёс невозможно полностью.

10.  Сложность сборки, разборки и транспортировки самолёта из-за отсутствия разъёма крыла и несъёмной моторамы.

11. Большое количество более мелких дефектов, осложняющих эксплуатацию самолёта.

Начальник 3 отдела в/инженер 1р. Лосюков ".

NIIVVSed011.jpg

Як-1 на контрольных испытаниях в НИИ ВВС

"Отчёт по госиспытаниям серийного самолёта Як-1 М105П № 0406 постройки завода № 301 апрель — июнь 1941г.19

Обнаруженные дефекты:

По самолёту - 17, среди них:

1.   При регулировке педалей на большую длину педали и ноги лётчика задевают за звеньеотвод. Дефект является опасным для полёта, так как имеет место временная потеря управления самолётом.

2.  Шурупы, крепящие люки бензобаков к крылу, систематически выворачиваются и теряются в полёте (поставлено более 15 новых шурупов).

3.  Рычаги кранов управления шасси и щитками расположены очень близко друг от друга. При действии рычагом щитков лётчик задевает рукой за рычаг шасси.

4.  Травление воздуха в соединении с трубками у цилиндра уборки и выпуска шасси и прочих местах.

8.  Сидение лётчика отстоит от бронеспинки. В полёте лётчик занимает неудобное положение и устаёт.

По ВМГ - 18. Среди них:

1.  Неравномерность выработки горючего из правой и левой группы баков даже при исправном состоянии дренажа. При малейшем засорении дренажа горючее вырабатывается только из одной, что в двух случаях привело к отказу мотора и вынужденной посадке.

2.  Перегрев масла при работе мотора на режиме номинальной мощности...

5.   Воздушный компрессор АК-50 качает не только воздух, но и масло. По этой причине выведен из строя автомат давления АД-50, а вся пневмосистема, в том числе и бортовые баллоны, заполнены маслом. При низких температурах масло застывает и выводит из строя всю пневмосистему...

9.  Сильно бьёт масло через суфлёр мотора. Это отрицательно сказывается на работе мотора и вызывает необходимость мыть мотор после каждого полёта..."

Из приведённых фактов видно, что дела с самолётом и в 1941 году продолжали оставаться плохими. К этому времени произошли события, сыгравшие трагическую роль в судьбе многих сотрудников НИИ ВВС.

В конце января 1941 года, а точнее, 29.01.41 г., состоялось заседание командования ВВС по поводу происшествия в 1-м авиаполку, на котором присутствовал и выступил с разносной речью Сталин. Мне не удалось установить, что это за полк и конкретно в чём суть происшествия. Но об этом можно догадаться по записи выступления Сталина, которую сделал тогдашний начальник штаба ВВС Никишев. Запись20 сделана коряво, но позволяет составить представление о том, что произошло.

По-видимому, перед полком была поставлена задача одновременно всем самолётам перелететь на другой аэродром, обозначенный на карте. Самолёты взлетели, но на маршруте следования изменились погодные условия. В результате попали в облачность. Вместо того, чтобы подняться выше неё, старались спуститься под неё. Радиосигналы на возвращение услышаны не были, т.к. радиосвязь функционировала плохо (передатчики стояли только у соответствующих командиров, а приёмники попросту могли быть не на всех самолётах (в то время это было в порядке вещей). Несколько самолётов потерпели катастрофу.

Сталин, ругая лётчиков за случившееся, нашёл множество тому причин: здесь и плохая метеослужба, и неумение пользоваться картой и радиосвязью, и слабая подготовка не только рядовых лётчиков, но и командиров звеньев и эскадрилий, то есть налицо пороки в обучении лётчиков и плохой, непонятным языком написанный курс боевой подготовки, по которому учат «всяким бочкам и иммельманом» и т.д.

Завершая своё выступление, Сталин заметил, что есть какие-то внутренние причины и надо их установить. Он чётко не определил, какие причины имеет в виду, но, судя по событиям, последовавшим после его выступления, можно сделать заключение, что речь шла о возможном вредительстве.

Предыдущая Оглавление Следующая