ИНДИЯ, БЕЛОРУССИЯ
Модернизация истребителей Су-30
Согласно подписанному в конце 2005 г. контракту все истребители Су-30, состоящие на вооружении ВВС Индии, будут модернизированы до уровня Су-30МКИ Мк 3.
Индия подписала контракт на закупку 40 истребителей Су-30МКИ 30 ноября 1996 г., еще десять самолетов было заказано 18 декабря 1998 г. На момент подписания контракта разработка истребителя Су-30МКИ еще не была завершена в полном объеме, поэтому самолеты поставлялись четырьмя партиями. Первую партию составили 18 истребителей Су-30К (бортовые номера SB001-SB018), поставленные в 1997—1999 гг., несколько превосходившие по своим возможностям самолеты Су-27УБ. Истребители Су-30К поступили на вооружение 24-й эскадрильи «Hunting Hawks» ВВС Индии.
В 2002 г. ВВС Индии получили десять истребителей Су-30МКИ Мк 1, оснащенных ПГО, двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги, РЛС Н011 «Барс» с фазированной антенной решеткой и измененным составом БРЭО. Эти самолеты (бортовые номера SB019—SB028) поступили на вооружение 20-й эскадрильи «Lightnings».
В 2003 г. были поставлены 12 истребителей Су-30МКИ Мк 2 (бортовые номера SB029-SB040).
К декабрю 2004 г. Индия получила десять самолетов четвертой партии — Су-30МКИ Мк 3 (бортовые номера SB041-SB050). Истребители Су-30МКИ Мк 2 и Су-30МКИ Мк 3 поступили на вооружение 30-й эскадрильи «Rino».
Индийские Су-30 разных партий отличаются друг от друга, главным образом, системами управления огнем. Самолеты Су-30К оснащены РЛС Н011М «Барс» Мк 1, которая обеспечивает применение управляемого оружия только класса «воздух—воздух». Истребители второй партий с РЛС «Барс» Мк 2 могут применять УР «воздух—воздух» РВВ-АЕ, кроме того, РЛС способна работать в режиме картографирования местности и позволяет применять ПКР Х-31А. СУО истребителя Су-30МКИ Мк2 обеспечивает применение УР «воздух—поверхность» с телевизионным наведением Х-59МЭ. На истребителях Су-30МКИ Мк 2, поставленных в конце 2004 г., установлены РЛС «Барс» Мк 3, в которых использованы процессоры индийской разработки и индийского производства. РЛС и СУО этих самолетов позволяют одновременно атаковать одну наземную и одну воздушную цели, не прекращая обзора радаром воздушного пространства. В случае установки подвесного контейнера израильского производства Рафаль «Лайтнинг» возможно применение корректируемых авиабомб с лазерным наведением.

В 2006 г. до уровня Су-30МКИ Мк 3 планируется модернизировать все 22 истребителя Су-30МКИ Мк 1 и Мк 2, работы будут выполняться фирмой HAL. Истребители Су-30К модернизации не подлежат из-за слишком большого объема работ — требуется замена практически всех бортовых систем и доработка планеров. Самолеты будут возвращены на завод-изготовитель в Иркутск и заменены 18 истребителями Су-20МКИ новой постройки.
В декабре 2005 г. было заключено соглашение о поставке экс-индийских истребителей Су-30К Белоруссии. Самолеты должны перелететь в Белоруссию непосредственно из Индии в третьем квартале 2006 г.
Предполагается, что в Белоруссии истребители будут направлены на 558-й АРЗ в Барановичах для ремонта и модернизации в вариант Су-30КН.
В 2003—2005 гг. 558-й АРЗ выполнил работы по модернизации четырех истребителей МиГ-29 ВВС Белоруссии в вариант МиГ-29БМ, на нем выполняются работы по модернизации прототипов истребителя Су-27УБМ1 и вертолета Ми-8МТКО1. Работы выполняются по технической документации ИАПО и российской фирмы Русская Авионика. Модификация Су-27УБМ1 близка к российскому варианту модернизации Су-30КН. Все индийские О/-27К намечено доработать до уровня российского варианта модернизации Су-30КН. Вариант модернизации Су-30КН считается самым малозатратным. Доработке и замене подвергается только бортовое электронное оборудование с приданием РЛС возможности работы в режиме картографирования местности и селекции движущихся наземных целей, установкой приемника спутниковой навигационной системы и заменой кабинных индикаторов на ЭЛТ жидкокристаллическими многофункциональными индикаторами. В ассортимент вооружения истребителя Су-30КН включены УР «воздух—поверхность» Х-29Т с телевизионным наведением, корректируемые авиабомбы К-500К, противорадиолокационные/противокорабельные УР Х-31П, УР «воздух—воздух» РВВ-АЕ.
УКРАИНА
Утилизация последнего бомбардировщика Ту-22М3
На авиабазе Полтава состоялась официальная церемония, посвященная утилизации последнего дальнего бомбардировщика Ту-22М3 ВВС Украины. На церемонии присутствовали посол США на Украине Джон Хербст, представители министерства обороны Украины и украинского Генерального штаба. После развала СССР на Украине осталось 17 бомбардировщиков Ту-22М2 и 43 бомбардировщика Ту-22МЗ, а также 423 ракеты «воздух—поверхность» Х-22, которыми вооружались дальние бомбардировщики Ту-22М. Программа утилизации бомбардировщиков и ракет началась в ноябре 2002 г. На первом этапе утилизации подлежали 12 бомбардировщиков Ту-22МЗ на авиабазе Полтава, 17 бомбардировщиков Ту-22М2 на авиабазе Николаев, два бомбардировщика Ту-22МЗ и 225 ракет Х-22 на авиабазе Озерное. Ранее, к весне 2002 г., на Украине было разделано восемь бомбардировщиков Ту-22, два учебно-тренировочных самолета Ту-134УБЛ, 11 стратегических бомбардировщиков Ту-160, 27 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и 883 крылатые ракеты Х-55.
В 2002-2006 гг. на авиабазах Белая Церковь, Полтава, Прилуки и Николаев было утилизировано 60 бомбардировщиков Ту-22М. 401 ракета Х-22 разделана на авиабазе Озерное. На финальном этапе, завершившемся в январе 2006 г., утилизировано 16 самолетов Ту-22М3, шесть самолетов ПЛО Ту-142, два учебно-тренировочных самолета Ту-134УБЛ, два учебно-тренировочных самолета Ту-26Ш и 121 ракета Х-22.