Авария МС-130Н в результате ночной посадки на поврежденную ВВП на севере Ирака
EC-130J "Commando Solo"
ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ
В Силах специальных операций ВВС США не используется термин «военно-транспортный самолет», однако на вооружении состоят 36 самолетов МС-130 "Combat Talon" (14 МС-130Е "Combat Talon I" и 22 МС-130Н "Combat Talon II"), предназначенных для доставки за линию фронта групп спецназа. Официально задачи самолетов данного типа определены следующим образом: «доставка, эвакуация и снабжение подразделений специального назначения на враждебной или запретной территории. Второстепенные задачи — психологические операции и дозаправка вертолетов в воздухе». Задачи самолетов МС-130Е/Н "Combat Talon" схожи с задачами самолетов МС-130Р "Combat Shadow", разница в приоритетах. Если для самолетов МС-130Р наиболее приоритетной считается дозаправка вертолетов в воздухе, то для самолетов МС-130Е/Н - десантирование и эвакуация людей и грузов. Самолеты МС-130Е рассчитаны на перевозку 53 солдат с полной выкладкой или десантирование 26 парашютистов, МС-130Н - на перевозку 77 солдат или 52 парашютистов. Публичная информация о боевом применении самолетов МС-130Е/Н в Ираке и Афганистане практически отсутствует.
Один МС-130Н (серийный номер 85-0012) был потерян 29 декабря 2004 г. в результате неудачной посадки ночью на аэродром, расположенный в северной части Ирака. Самолет на пробеге попал на участок полосы, на котором не имелось бетонных плит. В результате были смяты носовая часть и днище фюзеляжа, обломана левая плоскость крыла сразу за мотогондолой внутреннего двигателя, на правой плоскости начался пожар. Из находившихся на борту самолета членов экипажа и пассажиров никто не погиб, но несколько человек получили серьезные ранения. Самолет пришлось списать.
САМОЛЕТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
Самолеты ЕС-130 "Commando Solo" состоят на вооружении 193-го авиакрыла специальных операций, авиакрыло формально входит в состав авиации Национальной гвардии штата Пенсильвания. Официально самолеты предназначены для организации радио- и ТВ вещания во всем диапазоне используемых частот «с целью донести правдивую информацию о событиях», однако эксперты полагают, что не менее важной задачей данных самолетов является подавление линий связи противника.
В настоящее время 193-е авиакрыло находится в состоянии перевооружения с самолетов ЕС-130Е на EC-130J "Commando Solo III". EC-130 стали единственными «Геркулесами» Сил специальных операций, которые заменяются платформами на основе самолета С-130J «Геркулес II». Одной из причин, побудивших командование ВВС США произвести такую замену, является практически полная выработка ресурса по планеру самолетов ЕС-130Е, все ЕС-130Е были заказаны промышленности еще в 1963 финансовом году.
ЛЕГКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ ДЛЯ СИЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВВС США
В октябре 2005 г. в составе 16-го авиакрыла специальных операций была сформирована 319-я эскадрилья специальных операций с местом дислокации на авиабазе Халберт-Филд, шт, Флорида. Торжественная церемония проводилась 12 октября. На вооружение эскадрильи под обозначением U-28 поступило шесть легких транспортных самолетов Пилатус PC-12. Данный самолет выбран в силу хороших взлетно-посадочных характеристик, которые позволяют ему выполнять взлеты и посадки на площадках, не доступных для основных транспортных самолетов Сил специальных операций МС-130. Самолет предназначен для снабжения и десантирования групп специального назначения «на театре военных действий». Стоимость эксплуатации самолета U-28 составляет примерно одну треть от стоимости эксплуатации самолета МС-130. Все шесть самолетов PC-12 закуплены у гражданских авиакомпаний, но до поступления на вооружение 319-й эскадрильи прошли модернизацию, включающую установку метеоРЛС, ИК систем ночного видения, связного и навигационного оборудования.
На вооружении 6-й эскадрильи специальных операций состоят, как минимум, один транспортный самолет Ан-26 и один С-47Т, которые используются в качестве учебно-тренировочных и для проведения боевых операций в Латинской Америке. Оба самолета имеют гражданскую регистрацию, так Ан-26 формально принадлежит авиакомпании SRX Tranccontinental Inc. of Aventura из Флориды. Ранее на вооружении эскадрильи состоял самолет Ан-32 с регистрационным номером N6505, проданный в октябре 2004 г. Молдавии. Строго говоря, эскадрилья не имеет собственных самолетов - воздушные суда фрахтуются по гражданским контрактам. Так, С-47Т зафрахтован у авиакомпании Blaser. Есть информация, что эскадрильей используются вертолеты (или вертолет) Ми-8.
Ан-26 и DC-3, используемые для специальных операций в Латинской Америке