ЭПР БЛА Х-47 минимальна при облучении из передней и задней полусфер и достигает своего пика, когда облучение направлено по нормали к продольной оси планера. БЛА обладает уменьшенной радиолокационной сигнатурой в области низких частот, генерируемых в частности российскими радиолокаторами УКВ диапазона с активной фазированной антенной решеткой. В качестве консультанта в 2006 г. фирма Нортроп Грумман привлекала Джона Кэшена, который возглавлял работы в области снижения радиолокационной заметности бомбардировщика В-2; до 2006 г. Джон Кэшен в течение 10 лет проживал в Австралии. ЭПР перспективного самолета NGB оценивается в 70 Дб/м2, или 1/10 ЭПР комара (ЭПР самолета JSF оценивается в 40 Дб/м2). Ряд экспертов в области малозаметности в радиолокационной области спектра считает достижение такого малого значения ЭПР технически невозможным, так расчеты, выполненные на фирме Нортроп в 1981 г., установили предельно достижимое значение ЭПР в 30 Дб/м2.
Есть основания считать, что уже ведутся работы по созданию гиперзвукового самолета, «бомбардировщика III этапа» или же гиперзвукового разведчика, программа которого получила наименование «Blackswift», сам же самолет, возможно, получит обозначение SR-72.
Управление перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ США (DARPA), являющееся структурным подразделением Пентагона, намерено провести два летных испытания одноразовых прототипов гиперзвукового беспилотного летательного аппарата, разработка которого ведется в рамках программы «Blackswift». Запуски опытных образцов HTV-2a и HTV-2b (Hypersonic Technology Vehicle), оснащенных прямоточными воздушно-реактивными двигателями, планируется осуществить при помощи твердотопливных ракет «Минотавр» фирмы Орбитал Сайенсиз. Запуски БЛА планируется осуществить с авиабазы Ванденберг в направлении Тихоокеанского испытательного полигона в районе атолла Кваджалейн (Маршалловы острова). Первый пуск намечен на май 2009 г., второй — на октябрь того же года.
Главной целью планируемых испытаний станет проверка работы двигателей и бортовых систем, а также оценка летно-технических характеристик опытных образцов HTV-2a и HTV-2b. В частности, будет проверена работоспособность систем спутниковой связи и навигации в условиях плазмы, которая возникает вокруг летательного аппарата в гиперзвуковом полете. Первый прототип БПЛА «Blackswift», получивший обозначение HTV-1, используется для проведения наземных испытаний. За летными испытаниями одноразовых прототипов в 2012 г. планируется начать летные испытания прототипа многоразового использования HTV-3.
Перспективный боевой БЛА Нортроп-Грумман NUCAS
В 2000 г. ВМС США заключили с фирмами Боинг и Нортроп Грумман контракты стоимостью 2 млн. долл. каждый на разработку концепции перспективного боевого БЛА палубного базирования. Проект фирмы Боинг получил обозначение Х-45, проект фирмы Нортроп-Грумман — Х-47А. Развитием проекта Х-47А стал демонстрационный БЛА Х-47В «Пегасус».
Прототип БЛА Х-47А был построен фирмой Scaled Composites, глава которой Берт Рутан известен своими оригинальными конструкциями (в 2007 г. фирма Скэйлед Композите была поглощена консорциумом Нортроп-Грумман). Фирму Рутана выбрали для изготовления планера БЛА, так как она имела богатейший опыт постройки самолетов из КМ. Планер аппарата Х-47А состоит из четырех крупноразмерных сегментов — двух верхних и двух нижних. На прототипе был предусмотрен отсек для боеприпасов, рассчитанный на подвеску двух массо-габаритных макетов 225-кг авиабомб.
Первый полет прототип выполнил в феврале 2003 г. на авиабазе Чайна-Лэйк, в январе 2006 г. программа летных испытаний опытного БЛА была успешно завершена.
За Х-47А последовал БЛА Х-47В, в котором более полно были учтены требования заказчика — ВМС США. Данный БЛА был объявлен победителем тендера на ударный беспилотный летательный аппарат палубного базирования. На основе БЛА Х-47А ведется проектирование перспективного боевого беспилотного летательного аппарата NUCAS, разрабатываемого по заказу ВМС США, с лазерным и микроволновым оружием, которое позволит уничтожать баллистические ракеты противника, а также вести радиоэлектронную борьбу. БЛА NUCAS будет выполнен с применением технологий обеспечения малозаметности типа «стеле», а также оснащен системой дозаправки в воздухе, комплексом разведывательной аппаратуры и средств целеуказания.
По замыслу разработчиков, наиболее эффективно новый аппарат будет применяться в сочетании с истребителями пятого поколения F-35, которые предназначены для выполнения боевых задач в зоне действия противовоздушной обороны противника.
Принципиальным отличием БПЛА NUCAS от аппаратов предыдущих поколений станет наличие компактных систем вооружения, основанных на технологиях управляемой энергии. Применение боевого лазера, по мнению разработчиков, позволит беспилотнику осуществлять перехват баллистических ракет противника на начальном участке траектории полета. В целях эффективного выполнения задач по радиоэлектронному подавлению средств радиолокации и связи планируется использовать высокоэнергетическое микроволновое оружие. Кроме того, аппарат будет оснащен ракетами класса «воздух—воздух», которые также могут применяться для уничтожения ракет противника. Расчетная масса боевой нагрузки ориентировочно составляет 2000 кг.
Продолжительность полета БЛА NUCAS определена в 50—100 ч.
![]() |
![]() |
Экспериментальный БЛА Х-47А | Рисунок палубного ударного БЛА NUCAS |