Интерес ВВС США к замене парка бомбардировщиков возобновился после террористических атак 9 сентября, но тогдашнее руководство ВВС приняло решение сконцентрировать усилия на разработке бомбардировочного варианта самолета Локхид Мартин F-22 «Рэптор» — FB-22. Данное решение обеспечивало меньший технический риск программы и снижало ее стоимость.
Смена руководства ВВС США в 2005 г. привела к изменению приоритетов. В октябре 2005 г. была принята трехэтапная программа развития ударного самолета дальнего действия следующего поколения (Next-Generation Long-Range Strike). На I этапе до 2018 г. предусматривалось поддерживать эффективность существующего парка самолета путем модернизации, на этапе II предусмотрено принятие на вооружение «бомбардировщика 2018», на III этапе предусмотрен переход к гиперзвуковому самолету.
Принятие данной программы означало конец проекта FB-22, так как не планировалось поддерживать серийное производство самолетов F-22 до 2018 г.
В конце 2005 г. в Лондоне состоялась конференция, посвященная боевым беспилотным авиационным комплексам, ряд материалов которой позволил установить связь между требованиями к стратегическому бомбардировщику и проекту БЛА J-UCAS, работы по которому начались тремя годами ранее. БЛА J-UCAS разрабатывался под требования ВМС США к палубному ударному беспилотному летательному аппарату, ВВС США требовалась платформа большей размерности.
В ответ на требования ВВС США фирма Нортроп-Грумман предложила построить третий прототип БЛА в варианте Х-47С с размахом крыла в 172 фута, способный нести полезную нагрузку массой до трех тонн. Фирма Нортроп Грумман предложила двухдвигательный БЛА Х-47С большей размерности, который поддержали ВВС США. БЛА Х-47В является самым перспективным из всех ныне существующих, как с точки зрения аэродинамики, так и в части малозаметности.
В начале 2008 г. с фирмой Нортроп Грумман был заключен ряд контрактов по программам разработки «секретных» летательных аппаратов на общую сумму около 2 млрд. долл. Данный факт позволил ряду экспертов сделать предположение о победе вышеозначенной фирмы в конкурсе на проект самолета NGB. Существование секретной программы (одной или нескольких), как отмечает журнал «Авиэйшн Уик», объясняет отсутствие финансирования NGB по открытым статьям американского оборонного бюджета в 2008—2010 гг., что выглядело нелогично в связи с планами ВВС США принять новый бомбардировщик на вооружение в 2018 г. Кроме того, видный представитель фирмы Нортроп-Грумман Рон Шугар заявил о «черных программах» и «секретных проектах» как о новом главном приоритете в бизнесе фирмы.
Конкурентами Нортроп-Грумман по программе NGB являлись (или являются) фирмы Боинг и Локхид-Мартин, объединившие в январе 2008 г. свои усилия в части разработки концепции самолета NGB, однако государственного финансирования работ по данной теме эти фирмы не получили. Фирма Нортроп-Грумман в 2005 г. предложила ВВС США создать прототип нового бомбардировщика на основе перспективного беспилотного летательного аппарата
J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air System), однако Пентагон аннулировал единую программу J-UCAS, разделив ее на две части: первая, «белая», — разработка палубного боевого БЛА NUCAS (Naval Unmanned Combat Air Strike) для ВМС США, вторая, «черная» — перспективный бомбардировщик для ВВС США. В 2007 г. фирма Нортроп-Грумман выиграла конкурс на БЛА NUCAS, основой для которого был принят БЛА Х-47В.
Источники в ВВС США и американской промышленности называют датой начала открытого тендера на самолет NGB 2010 г., начало полномасштабного проектирования относилось на 2011 г., достижение первоначальной оперативной готовности — 2018 г.
Согласно требованиям ВВС США, прототип NGB должен обладать улучшенными аэродинамическими характеристиками и малой заметностью в инфракрасном и радиолокационном спектрах. Высказывается предположение, что демонстратор самолета NGB будет спроектирован на основе БЛА Х-47С UCAS-D (Unmanned Combat Air System Demonstrator, демонстратор боевой беспилотной авиационной системы). В данном летательном аппарате сочетается аэродинамическая схема бесхвостки, как имеющая самую малую ЭПР, с новейшими материалами, разработанными после 80-х гг. XX века.
![]() |
![]() |
Х-47В | Концептуальное изображение самолета NGB |
Х-47В