Предыдущая Оглавление Следующая

Pe2Wpn008.jpg

Пятизарядная ракетно-орудийная батарея под крылом "пешки"

На фронте этот дефект приобрёл массовый характер. Немецкие истребители, обнаружив слабое место «пешки», приспособились атаковать снизу, расстреливая беззащитный самолёт в упор. В некоторых частях оказавшиеся в отчаянном положении авиаторы своими силами переделывали установку, меняя рукав подвода ленты, положение патронного ящика или, как это сделали в 58-м сбап ВВС Северного фронта, монтируя жёстко закреплённую коробку меньшей ёмкости прямо на лафете пулемёта. Углы обстрела стрелковых установок во многом определялись конструкцией и пространственным расположением ящиков боекомплекта и гибких рукавов, питающих оружие и отводящих гильзы и звенья. Именно этим объясняется несимметричность зон обстрела подвижных пулемётов «пешки». Наиболее удачным решением стала простая перестановка патронного ящика поперек фюзеляжа, чтобы лента тянулась к пулемёту сверху без перекосов. В производство это изменение внедрили с 38-й серии. Параллельно дорабатывали машины в строевых частях.

Pe2Wpn009.jpg Pe2Wpn010.jpg
"Спарка" пулеметов ШКАС в астролюке Пе-2 Установка пулемета в самолет после чистки

И всё же люковая установка сохранила ограниченные углы обстрела и перископический прицел с узким полем зрения, отчего поразить цель прицельным огнём удавалось довольно редко. Чаще нижний УБТ служил своего рода «пугачом», выкуривавшим истребители наверх, под огонь штурмана. Однако, его ШКАС, язвительно прозванный экипажами «горохом» или «гуманным оружием», не представлял для немцев серьёзной опасности (донесения с фронта единодушно утверждали: «пулемёт штурмана слаб»), а установка, опутанная тянущейся снизу лентой и рукавами гильзо- и звеньеотводов, была неудобной в работе. Воспользовавшись этим, немцы изменили тактику, стали чаще атаковать сзади сверху на повышенной скорости и отворачивать в сторону на безопасном расстоянии в 200-250 м. В этом случае огонь штурманского пулемёта был практически неэффективен, чего не скажешь о снарядах немецких пушек. Проблем добавило ухудшение обзора: из-за дефицита плексигласа с 48-й серии осенью 1941 г. пришлось сократить часть остекления в нижней носовой части фюзеляжа, ликвидировать пару окон у стрелка, а также заменить прозрачную «черепаху» дюралевой.

Специалисты 410-го полка, в августе отозванные с фронта, предложили для Пе-2 набор доработок: установить «верхнюю спарку» ШКАС у стрелка, заменить пулемёт штурмана крупнокалиберным БТ, разместить неподвижный ШКАС для стрельбы назад в хвостовом коке фюзеляжа и оснастить «спаркой пулемётов» люковую установку. На превращение Пе-2 в «летающую крепость», которое неминуемо перетяжелило бы машину, не пошли, хотя часть предложений попытались реализовать. Так, на самолёте (заводской №9/9) в пробном порядке опробовали турель со «спаркой» ШКАС в астролюке над рабочим местом стрелка-радиста. Установка оказалась неудачной из-за плохого обзора и тесноты отсека. Вести огонь вверх можно было, только встав на колени. При перегрузках стрелок в такой позе не мог удержаться и садился на дно фюзеляжа.

Дополнительный пулемёт у стрелка всё же появился, хотя и в ином виде, - для стрельбы через боковые иллюминаторы. ШКАС вместе с магазином на 75 патронов можно было «перебрасывать» с одного борта на другой, простреливая «мертвые зоны» по сторонам, или вести огонь «с руки» через верхний люк, помогая штурману (таким приёмом часто пользовались, уходя на бреющем от истребителей). Установку бортового пулемёта отработали на Пе-2 (заводские №15/35, 16/35 и 17/35), а со следующей серии запустили её в серийное производство. Отмеченный недостаток (значительное время переноса огня с борта на борт из-за крепления в шарнирном «яблоке») частично устранили с 64-й серии завода №22, введя шкворневый (иногда его называли «карданным») узел. Благодаря этому, удалось сократить время «переброски» до 30 с, что примерно соответствовало времени разворота атакующего истребителя для повторной атаки.

Предыдущая Оглавление Следующая