Верхняя установка ВУБ-1 с 12,7-мм пулеметом УБК с системой пневмоперезарядки (цилиндр сверху)
Ознакомившись с установкой ФТ, начальник НИИ ВВС генерал-лейтенант Петров в числе достоинств особо отмечал несложность переоборудования Пе-2: «1. Пулемёт монтируется на серийном лафете типа люковой установки. Вся установка подвешивается с помощью осевых болтов на противокапотажную раму фюзеляжа.
2. Откидной фонарь-обтекатель пулемётной установки ШКАС выбрасывается и взамен его устанавливается капот на бензобак...
Монтаж установки прост - 4-6 ч силами и средствами строевых частей или выездной бригадой завода».
Тем не менее, руководство наркомата в лице начальника 10 ГУ НКАП полковника Б. Тарасевича внедрение ФТ «встретило в штыки», опасаясь, что нововведение (пусть даже временно) снизит выпуск машин. Оправдываться за это пришлось бы перед ГКО и лично перед И.В. Сталиным, ежедневно просматривавшим сводки сдачи боевых самолётов. Припомнив, что ФТ не проходила госиспытаний и официально не принята на вооружение, Тарасевич потребовал «прекратить самодеятельность», пригрозив «вредителям» отправкой на лесоповал. Вопрос пришлось решать в ЦК ВКП(б), после чего завод №22 выпустил сотни Пе-2 в этом варианте (с 11-го самолёта 83-й серии по 109-ю включительно). Ещё около тысячи установок ФТ изготовили «россыпью» и разослали в полки, где техники совместно с заводскими выездными бригадами доработали «пешки» по бюллетеню №11-12 1942 г.
Тем временем долгожданную ВУБ-1 отработали на относительно небольших сериях Пе-3бис завода №39. Согласно приказу по НКАП №127 от 17 февраля 1942 г., новой турелью собирались оснащать все «пешки», но из-за инерции и технологических проблем в полной мере реализовали только на самолётах 110-й серии, а на заводе №39 - с 28-й серии, выпущенной в июле 1942 г. Без существенных изменений эта турель, прикрытая прозрачным вращающимся экраном, оставалась на вооружении «пешек» до последних дней войны.
Установка несла пулемёт УБТ с неплохими углами обстрела (а иногда и УБК, если предусматривался электроспуск и перезарядка сжатым воздухом, что заметно облегчало работу штурмана). На некоторых машинах его монтировали «на боку» для уменьшения нагрузки от набегающего воздушного потока. Боекомплект размещался в одной ленте на 200 патронов, которую автоматика пулемёта «самоподтягом» протащить не могла. В связи с этим, в конструкцию установки ввели механизм принудительной подачи ленты с электромотором МУ-50 на патронном ящике. Мотор включался одновременно с нажатием на спуск, но оказался слабым местом установки: при заклинивании ленты он нередко перегорал, выводя всю систему из строя. В остальном ВУБ-1 была конструктивно несложной. Однако после первых одобрительных отзывов в ГУ ВВС и на заводы стала стекаться информация другого рода.
Турель заметно ухудшила условия работы штурмана (рабочее место стало настолько тесным, что некоторые штурманы жаловались «на полную невозможность действий в бою»). Кабина пилота и штурмана Пе-2 размещалась в короткой носовой сборке фюзеляжа Ф-1. Прежде полутурель ТСС-1 или ФТ на её месте занимали меньше пространства. Иное дело — установка ВУБ-1 с кольцом-опорой, в котором штурман оказался зажат, как в тисках. Сам фонарь пришлось основательно укоротить, поджав кабину почти на треть. Для нормальных условий работы штурмана турель не мешало сдвинуть назад, разместив в средней силовой сборке Ф-2 (как на опытном Пе-2Ф). Однако в серии на столь радикальный шаг не решились, опасаясь «вмешиваться» в технологически отлаженную секцию, включавшую центроплан, бомбоотсек и топливный бак.
Более того, при установке ВУБ-1 пришлось отказаться от противокапотажной рамы. Теперь, перевернувшись «на спину» при грубой посадке, Пе-2, как правило, убивал своего пилота. Острые углы неподвижной опорной зубчатки ВУБ-1 угрожающе выступали в кабину. Нередкими были случаи травм головы у штурманов из-за толчков при разбеге, а также при резких эволюциях самолёта.
Покидание Пе-2 в воздухе тоже вызывало нарекания. Прыгать с парашютом через нижний люк мешал воздушный поток, а сбрасываемую среднюю часть фонаря, случалось, заклинивало. 29 сентября 1941 г. капитану И. Пискунову пришлось выбивать верхнее остекление головой, но и после этого он не мог выбраться из падающей машины. Пилоту, в недавнем прошлом истребителю, удалось спастись, перевернув Пе-2 на спину, резко отдав от себя штурвал и вывалившись наружу. В совершившем вынужденную посадку под Бахчисараем Пе-2 фонарь вообще не захотел открываться, и стрелку-радисту Н. Данилушкину пришлось выбивать его ногами, чтобы вытащить лётчика и штурмана.
В апреле 1943 г. главный инженер 1-й воздушной армии полковник П. Невинный докладывал главному инженеру ВВС КА генерал-лейтенанту ИАС А. Репину: «В воздушном бою 19 марта 1943 г. во 2-м бап истребители FW-190 подбили самолёт Пе-2 (заводской №8/137) с установкой ВУБ-1. Опросом установлено, что штурман отказался прыгать через нижний люк и перешёл в кабину лётчика. Аварийной ручкой сбросить колпак фонаря не удалось. Самолёт в это время не управлялся и пикировал с углом 60-70°. Совместными усилиями лётчика и штурмана удалось сбросить колпак. При этом лётчика выбросило на экран ВУБ-1. Его ноги остались в кабине, а самого его прижало к экрану с такой силой, что он не мог выброситься. Тогда лётчик открыл парашют, и его сдернуло с экрана. Штурман не смог выбраться из кабины и погиб. В тот же день при подобных обстоятельствах погибли лётчики и штурман в 261-м бап».