Модернизированный Су-25СМ
Расширенный диапазон высот и скоростей полета является основой для дальнейшего наращивания его боевых возможностей, прежде всего в направлении обеспечения его многофункциональности. Уникальные летные свойства самолета и его БРЛС могут быть с успехом использованы для обеспечения эффективного поражения радиоизлучающих и радиоконтрастных наземных (надводных) целей, ведения воздушной разведки.
ВВС России обладает двухсамолетным парком фронтовых истребителей Су-27 и МиГ-29. Решение о таком типаже парка принималось из условия минимизации затрат на решение задач истребительной авиации и вполне оправдало себя в российских условиях.
Оригинальная конструктивно-аэродинамическая схема этих истребителей, тяговые характеристики их силовой установки позволили достичь маневренности в ближнем воздушном бою, которой не располагают их аналоги. Об этом свидетельствуют отзывы не только российских, но и иностранных летчиков. Бортовое оборудование и вооружение позволяют им решать боевые задачи днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
Безусловно, удачная с точки зрения аэродинамических характеристик, конструктивно-аэродинамическая схема самолетов обеспечила возможность их модернизации в направлении реализации такого свойства как сверхманевренность.
Следует отметить, что элементы сверхманевренности успешно осваиваются наиболее подготовленными строевыми летчиками ВВС. В дальнейшем, при соответствующем уровне «интеллектуализации» борта их выполнение станет таким же обыденным как взлет-посадка.
Создание истребителей Су-27 и МиГ-29 можно рассматривать как высочайшее достижение российского авиастроения. Заложенные в них технические решения обеспечили самолетам большой модернизационный потенциал, позволяющий повысить их ресурсные характеристики. Сочетание высоких ЛТХ, не уступающих аналогичным характеристикам истребителей нового поколения, и возможность существенного (почти в 2 раза) повышения ресурсных характеристик делает модернизацию сравнимой по критерию «эффективность/ стоимость» с разработкой новых самолетов. Основными ее направлениями являются обеспечение многофункциональности и повышение эксплуатационных характеристик.
Основу ударной мощи фронтовой авиации составит многофункциональный ударный АК Су-34, который явится достойной сменой всепогодного круглосуточного фронтового бомбардировщика Су-24М.
Исключительной особенностью самолета является возможность применения широкой номенклатуры вооружения, включая высокоточные средства поражения. Способность применения практически всей номенклатуры УР класса «воздух-воздух» свидетельствует о его многофункциональности. Это свойство делает применение Су-34 менее зависимым от возможности привлечения истребителей для обеспечения действий фронтовой бомбардировочной авиации.
Авиационный комплекс Су-34 позволяет более эффективно решать задачи по поражению наземных и воздушных целей, имеющимся управляемым и неуправляемым вооружением.
В Су-34 реализована концепция универсального самолета, объединившего в себе противоречивые требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полета с другой.
Ударный самолет Су-34 независимо от времени суток и метеоусловий способен эффективно поражать в любом географическом районе как наземные, заглубленные, так и морские цели в том числе точечные, с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных.
По боевым возможностям Су-34 относится к поколению самолетов 4 плюс. Внешне Су-34 незначительно отличается от своего прототипа Су-27ИБ, однако конструкция претерпела ряд изменений. Благодаря применению новейших материалов в конструкции эта машина стала способна нести увеличенную боевую нагрузку при одновременном увеличении дальности полета и сохранении хороших взлетно-посадочных качеств. Полеты на большие расстояния и длительное время нахождения в воздухе всегда утомительны для экипажа. Конструкторы Су-34 это учли и скомпоновали двухместную кабину пилотов не только для боевой работы, но и для отдыха членов экипажа в полете, впервые для такого класса ударных самолетов реализовав концепцию комфортной кабины.
Наличие на самолете системы активной безопасности наряду с новейшими компьютерами позволило создать дополнительные возможности лётчику и штурману вести прицельное бомбометание, маневрировать под огнём противника.
Отличная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэкономичные двухконтурные двигатели с цифровой системой управления, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков позволили Су-34 покрывать большие расстояния, приближающиеся к дальностям полета средних стратегических бомбардировщиков.
Первые самолеты Су-34 поступили в войска уже в 2007 году и в ближайшей перспективе практически все части, оснащенные самолетами Су-24, буду перевооружены на них. Летный состав прошел теоретическое переучивание в центре боевой подготовки и переучивания личного состава (ЦБП и ПЛС) и готов приступить к практическому освоению этой новой авиационной техники.
Не исчерпал свой боевой потенциал и штурмовик Су-25 - известный по Афганистану «Грач». Его новая модификация - Су-25СМ обладает способностью применения высокоточного управляемого оружия. Размещение УР класса «воздух-воздух» значительно повысило его выживаемость в боевых условиях.