Предыдущая Оглавление Следующая

Тактика истребителей RAF

В начале войны в большинстве военно-воздушных сил мира существовало немного идей относительно методов ведения маневренного воздушного боя. Новые скоростные истребители-монопланы, а «Спитфайр» был одним из них, создавались прежде всего как средство борьбы с бомбардировщиками. Скорость и скороподъемность - вот основные требования, которые предъявлялись к таким самолетам. Маневренность стояла на втором плане.

Большинство экспертов считало, что характеристики истребителей со времен Первой мировой войны изменились настолько, что маневренный воздушный бой станет вообще невозможным. В руководстве RAF по тактике боевого применения авиации издания 1938 г. официально декларировалось:

«Маневрирование на высокой скорости в воздушном бою на практике невыполнимо из-за перегрузок, воздействующих на тело летчика при быстрой смене курса на большой скорости. Перегрузки могут привести к потере летчиком сознания».

Война быстро показала, что маневрирование на больших скоростях действительно является некомфортной, опасной и тяжелой работой, требующей повышенного внимания.

В первые месяцы войны географический барьер препятствовал ведению воздушных боев «Спитфайров» с истребителями противника. Все вооруженные «Спитфайрами» эскадрильи базировались в Англии, в то время как истребительные подразделения люфтваффе дислоцировались в Германии. Радиус действия не позволял «Спитфайрам» долететь до Германии, а немцам - до Великобритании. В Истребительном командовании правильно предположили, что рейды бомбардировщиков эскортироваться истребителями не будут. Никто всерьез не мог и подумать, что Франция будет разгромлена и оккупирована, а Британия продолжит сражаться в одиночку.

Spitfire043.jpg Spitfire044.jpg
Пилоты 19-й эскадрильи "Спитфайров" готовятся подняться в воздух по тревоге He 111 над Лондоном

Для британских истребителей, атакующих лишенных прикрытия бомбардировщиков, на первом месте стояла концентрация огневой мощи. Группа истребителей сближалась с группой бомбардировщиков, после чего распадалась на звенья из трех самолетов, и непрерывно атаковала намеченные цели. Самолеты Истребительного командования могли действовать в плотных боевых порядках в составе эскадрильи из двенадцати истребителей. В этом случае атаки проводились силами четырех звеньев. Звено летело в строе клина, на острие шел самолет командира.

Установив визуальный контакт с бомбардировщиком, командир вместе с ведомыми занимал выгодную позицию для атаки с задней полусферы. Как гласит наставление по тактике действий авиации от 1938 г. атаковать следовало пока «... не кончится боезапас, самолет противника не будет сбит или из-за полученных повреждений не выйдет из боя».

В случае нанесения удара по одной цели всей эскадрильей, звенья атаковали поочередно.

Накануне Второй мировой войны в люфтваффе исповедовали совершенно иные взгляды на возможность ведения воздушного боя истребителя против истребителя. Опыт войны в Испании свидетельствовал о том, что воздушный бой истребителей - явление обыденное для большинства вероятных военных конфликтов. Германские летчики-истребители разработали более гибкую тактику. Основой боевого порядка стала пара самолетов (Rotte). В крейсерском полете между самолетами пары выдерживалась относительно небольшая дистанция, истребители шли почти строем кильватера, с очень небольшим смещением друг относительно друга. В воздушном бою перед ведомым стояла задача не допустить внезапной атаки на самолет командира. Он должен был прикрывать ему хвост. Таким образом, командир получал возможность полностью сконцентрироваться на атаке. Две пары образовывали звено - Schwarm.

Spitfire045.jpg Spitfire046.jpg

Результаты работы "Спитфайров"

Предыдущая Оглавление Следующая