Предыдущая Оглавление Следующая

Spitfire218.jpg

"Спитфайры"Мк. VIII из состава австралийских ВВС

«Спитфайры» Мк VIII в Австралии и южной части Тихого океана

Королевские ВВС Австралии (RAAF, Royal Australian Air Force) получили в общей сложности 410 истребителей «Спитфайр» Мк VIII; первая партия прибыла в Мельбурн в октябре 1943 г. На Тихом океане действовало пять эскадрилий, вооруженных «Спитфайрами»: 54-я, 79-я, 452-я, 453-я, 548-я и 549-я.

Летом 1945 г. 80-е авиакрыло RAAF под командованием аса гроуп-капитана Клива Кэлдуэлла в составе 79-й, 452-й и 453-й эскадрилий было направлено на Новую Гвинею. К этому времени активность японской авиации полностью сошла на нет. Летчики 80-го крыла, не встречая противодействия в воздухе, переключились на штурмовку наземных целей.

«Девятки» в боях

Прежде, чем «Спитфайр» Mk.IX встретился с истребителями противника в реальном воздушном бою, ему удалось немного «повоевать» в полигонных условиях.

В июле 1942 г. проводились сравнительные испытания истребителя «Спитфайр» Mk.lX раннего выпуска с двигателем «Мерлин-61» и трофейного Fw 190. Фактически «Спитфайр» и Fw190 являлись совершенно разными самолетами, созданными под разные концепции тактического использования, но, как ни странно, чрезвычайно близкими по своим летным характеристикам:

Скорость:

С точки зрения скорости и маневренности Fw 190 сравним со «Спитфайром» Mk.lX до высоты 8 км. Выше «Спитфайр» Mk.lX несколько превосходит Fw 190. Ниже приведены сравнительные данные о максимальной скорости полета по высотам:
-  на высоте 700 м Fw 190 на 8-10 км/ч быстрее, чем «Спитфайр» Mk.lX;
-  на высоте 1500 м максимальные скорости Fw 190 и «Спитфайра» примерно одинаковы;
-  на высоте 3000 м «Спитфайр» Mk.lX на 10 км/ч быстрее Fw 190;
-  на высоте 5000 м «Спитфайр» Mk.lX на 8 км/ч быстрее Fw 190;
-  на высоте 7000 м максимальные скорости Fw 190 и «Спитфайра» Mk.lX примерно одинаковы;
-  на высоте 8000 м «Спитфайр» Mk.lX на 8-10 км/ч быстрее Fw 190.

Скороподъемность:

На высотах до 8000 метров скороподъемность обоих истребителей, продемонстрированная в ходе сравнительных летных испытаний, близка, но в целом «Спитфайр» Mk.lX незначительно превосходит Fw 190.

Выше скороподъемность Fw 190 прогрессивно снижается, в то время как скороподъемность «Спитфайра» Mk.lX растет.

При переходе из горизонтального полета в набор высоты Fw 190 имеет на ранней стадии небольшое преимущество за счет лучших разгонных характеристик, превосходство Fw 190 более очевидно при переходе в набор высоты из пикирования.

В целом различия в характеристиках скороподъемности обоих истребителей незначительны, в бою будет иметь преимущество самолет, летчик которого владеет инициативой.

Пикирование:

На пикировании Fw 190 разгоняется значительно быстрее «Спитфайра» Mk.lX и имеет большую скорость. Особенно преимущество Fw 190 заметно на начальной стадии пикирования.

Маневренность:

По маневренности Fw 190 превосходит «Спитфайр» Mk.lX, уступая лишь по величине радиуса виража. На вираже «Спитфайр» Mk.lX без труда заходит в хвост Fw 190.

Большая, чем у «Спитфайра», угловая скорость крена позволяет Fw 190 легко уходить от атаки на вираже. Точно так же Fw 190 может легко уйти из-под удара переворотом с последующим пикированием. Подобный маневр всегда вызывает затруднения у летчиков «Спитфайров» Mk.V и Mk.lX. Несколько проще пикирование с переворотом должен выполнять «Спитфайр» Mk.lX, двигатель которого оснащен карбюратором, способным работать при отрицательных перегрузках (в испытаниях принимал участие «Спитфайр» Mk.lX с обычным карбюратором).

В бою между «Спитфайром» Mk.lX и Fw 190 определяющую роль играет тактика. В целом летчики облета отдали предпочтение «Спитфайру» Mk.lX, считая, что в случае захвата инициативы пилот «Спитфайра» имеет хороший шанс добиться успеха в бою с Fw 190.

Spitfire219.jpg

"Спитфайр"Mk.lX из состава 126-й эскадрильи. Лето 1944 г.

Предыдущая Оглавление Следующая