Предыдущая Оглавление Следующая

Spitfire333.jpg Spitfire334.jpg
"Спитфайр" Mk.XIVe из 2-й эскадрильи "Спитфайр" пытается подцепить крылом ракету V-1

20 августа 1944 г. флайт-сержант Пол Лива, бельгиец из 350-й эскадрильи, патрулируя внутреннюю зону на своем новеньком «Спитфайре» Мк XIV, только что полученном эскадрильей, применил для уничтожения самолета-снаряда именно такой метод:

"...Бомба безнаказанно прошла через два рубежа обороны. Руководимый командами офицера наведения я вышел точно в хвост самолета-снаряда. Я перевел самолет в пологое пикирование, чтобы набрать скорость. Цель становилась все ближе и ближе. Вскоре я вышел в горизонтальный полет, скорость «Спитфайра» несколько упала, а дистанция до цели начала медленно расти. Мне не оставалось ничего другого как открыть огонь. Я выпускал очередь за очередью. Я стрелял точно — от V-1 летели куски, но жизненно-важные части повреждены не были. Все же скорость летающей бомбы уменьшилась, она стала терять высоту. Надежда на уничтожение цели возродилась. Я подошел к объекту преследования так близко, что пришлось убрать газ. Оставалось нанести последний удар. Я тщательно выбрал позицию, нажал на гашетку, но вместо пушечно-пулеметного стрекота раздался свист сжатого воздуха пневмоспуска оружия — у меня кончился боекомплект. В наушниках шлемофона прозвучал вопрос офицера наведения: «Как, удачно?»

—  Нет, я повредил эту штуку, но боекомплект кончился. Она летит медленно и потихоньку падает. Я лечу в одном строю с Фау.

-  Хреново, - отозвалась земля, - Тебе пора разворачиваться - впереди баллоны заграждения.

Почти уничтоженный самолет-снаряд бросать было жалко. Я вспомнил, что нам на одном из инструктажей рассказывал офицер разведотдела. Он говорил, что самолет-снаряд можно заставить упасть, сильно качнув за конец плоскости крыла.

- Подожди, - попросил я землю, - Я кое-что придумал.

Немного прибавив газ, я подошел вплотную к летающей бомбе, выдерживая одинаковую с ней высоту полета. Вот что значит полет в плотном строю! Я отчетливо видел пробоины от снарядов пушек моего «Спитфайра». Я никогда бы не поверил, что полет на такой дистанции возможен. Я вел истребитель чуть ниже левой плоскости крыла V-1, затем стал очень осторожно набирать высоту, стараясь добиться мягкого контакта крыла «Спитфайра» с крылом самолета-снаряда. Когда убедился, что контакт есть, то двинул ручку резко на себя и влево. Самолет моментально изменил пространственную ориентацию, летающая бомба исчезла из поля зрения. Я описал полный вираж, прежде чем увидел пикирующий самолет-снаряд. Яркая вспышка взрыва после соприкосновения V-1 с землей показала, что мой маневр удался."

Послеполетный осмотр крыла самолета Ливы выявил необходимость замены законцовки - следствие контакта с плоскостью крыла V-1.

Существовал более элегантный метод перевести V-1 в пикирование. Истребитель занимал позицию выше сзади самолета-снаряда, затем старался «наложить» свое крыло на крыло летающей бомбы без касания плоскостей друг с другом. Потом летчик резко брал ручку на себя - «Спитфайр» взмывал вверх, а на плоскость крыла Фау обрушивалась мощная струя от воздушного винта истребителя. Самолет-снаряд опрокидывался на спину и переходил в неуправляемое пикирование. Поскольку физического контакта между летательными аппаратами не было, то истребитель никаких повреждений в случае грамотного выполнения маневра не получал.

Оба экстравагантных способа борьбы с самолетами-снарядами применялись только при условии сравнительно медленного полета V-1, а такое случалось нечасто. Подавляющее большинство летающих бомб истребители сбили огнем бортового оружия.

Через три дня после разборки с Фау бельгийца Левы отличился флайт-лейтенант Т. Спенсер из 41-й эскадрильи: в одном боевом вылете он сбил сразу два самолета-снаряда. Редкий случай, особенно если учесть, что Спенсер летал в плохую погоду на «Спитфайре» Мк XII, который имел меньшую, чем «Спитфайр» Мк XIV, максимальную скорость. В рапорте о бое отмечалось:

"Мы патрулировали зону над Эшфордом. Пост управления № 11 информировал нас о появлении восточнее Фолкстоуна летающей бомбы. Флайт-лейтенант Спенсер снизился с высоты 9000 футов до высоты 2000 футов, где обнаружил «дайвера» («Diver» - кодовое наименование V-1) на 10 часах с превышением в 1000 футов. «Дайвер» шел на высоте 3000 футов курсом 310 град, со скоростью 240 миль/ч. Спенсер выпустил по самолету-снаряду две очереди продолжительностью одну и две секунды. Летчик наблюдал, как в 08 ч 20 мин дайвер упал рядом с линией железной дороги.

Затем пост управления в Эшфорде информировал летчика о появлении еще одной летающей бомбы в четырех милях к западу от Эшфорда. Направление на цель было задано с поста управления запуском сигнальных ракет. Спенсер пикировал в заданном направлении с высоты 10000 футов, он обнаружил V-1 на 2 часах. Первая очередь продолжительностью четыре секунды прошла мимо; вторая, двухсекундная, прошлась по левой плоскости крыла и фюзеляжу «дайвера». На самолете-снаряде взорвался топливный бак, V-1 упал в 09 ч 07 мин в окрестностях железнодорожной станции Хэр-ртсхэм. Атака проводилась с высоты 2500 футов на скорости 360 миль/ч, погодные условия - ужасные."

В общей сложности Спенсер сбил шесть беспилотных самолетов-снарядов V-1, все - на «Спитфайре» Мк XII.

Все летчики «Спитфайров», добившиеся наибольших успехов в борьбе с летающими бомбами, летали на истребителях XIV модели. Лучшим стал голландец флэг-офицер Р. Баргаль из 322-й эскадрильи - на его счету 21 уничтоженный самолет-снаряд; скуадрон-лидер Н. Кинжстоун и флайт-лейтенант Р. Нэш (оба - из 91-й эскадрильи) сбили соответственно 17 и 16,5 летающих бомб.

В конце августа войска союзников в ходе наступления в северной Франции захватили последнюю стартовую площадку (Пас-де-Кале), с которой по Англии запускались самолеты-снаряды. Последняя, 1867-я по счету, летающая бомба была запущена утром 1 сентября 1944 г. Самолет-снаряд упал в Южной Англии.

Предыдущая Оглавление Следующая