Предыдущая Оглавление Следующая

Spitfire372.jpg Spitfire373.jpg
"Спитфайр" VB из состава 302-й эскадрильи Стефана Виторженка перед вылетом в на Дьепп. 1942 г. В своей "пятерке" Ян Зумбах, имевший 12 побед

Правда, офицерам наведения пришлось учитывать особый польский менталитет. Храбрость поляков известна всему миру, равно как и отсутствие особой любви к дисциплине (а кто из славян ее, дисциплину, любит?). Поляки атаковали всегда, когда они могли атаковать! Польский летчик не постеснялся объяснить ситуацию корреспонденту журнала «The Aeroplane»: «Если по радио дают приказ, который мне не нравится, тогда я просто говорю - Don't understand».

О том, какое внимание уделяли полякам англичане, говорят визиты самых первых лиц государства: Нортхолт, место базирования 303-й эскадрильи, посетили король Георг VI, Уинстон Черчилль, госсекретарь Арчибальд Синклэр, «папа» Истребительного командования RAF маршал авиации Хаг Доудинг. Забегая вперед, скажем - именно летчикам 302-й эскадрильи «Познань» была доверена честь (и огромная ответственность) эскортировать самолет Черчилля в ходе визитов премьер-министра в США и Северную Африку для встреч с президентом США.

В первые месяцы 1941 г. RAF в целом и польские эскадрильи в составе британских ВВС постепенно перешли от оборонительных действий к наступательным: истребители стали все чаще и чаще совершать рейды на континент. Первые «наступательные» боевые вылеты польские летчики выполнили в январе 1941 г., когда «Спитфайры» 30З-й эскадрильи нанесли удар по расположенному во Франции аэродрому люфтваффе. Полеты над Францией вскоре стали рутиной - день за днем сопровождение бомбардировщиков, провоцирование немцев на воздушные бои, которые случались достаточно редко.

В феврале 1941 г. в составе Истребительного командования RAF действовало уже восемь польских эскадрилий - 302-я, 303-я, 306-я, 307-я (ночная), 308-я, 315-я, 316-я и 317-я. Эти восемь эскадрилий по численности личного состава и самолетов составляли примерно 1/8 численности Истребительного командования.

В 1941 г. поляки летали много и часто, но в бои вступали редко. Однако бывали исключения. 14 августа пилоты 315-й эскадрильи сбили восемь самолетов противника достоверно, один вероятно и один повредили. 16 августа удача улыбнулась пилотам 306-й эскадрильи: шесть достоверных побед и одна вероятная.

Рутина привычной уже боевой работы была нарушена лишь через год знаменитым рейдом на Дьепп. Из 56 истребительных эскадрилий, привлеченных к участию в операции, пять были польскими (302-я, 303-я, 306-я, 308-я, 317-я). «Спитфайры» не только вели воздушные бои, но и штурмовали наземные цели. Над Дьеппом немцы потеряли в воздушных боях по британским данным 87 самолетов, на долю польских пилотов пришлось 15,5 победы. В свою очередь поляки потеряли двух пилотов. Шестеро польских летчиков получили за Дьепп британские ордена.

Всего в 1941 - 1943 г.г. польские летчики выполнили порядка 7500 боевых вылетов, налетав более 10 000 ч, 125 польских летчиков погибло, 18 пропало без вести, 46 попало в плен. 31 декабря 1942 г. польским эскадрильям в составе RAF официально засчитали 500-ю победу в воздушных боях.

Spitfire374.jpg

Сквадрон лидер Витольд Реттингер - командир 308-й эскадрильи "Краков". Бельгия, 1944 г.

1944 год ознаменовался открытием Второго фронта. Польские истребители появились над районами высадки десанта в Нормандии в числе первых утром 6 июня 1944 г. К этому времени польские эскадрильи были сведены в два авиакрыла - 131-е и 133-е. Истребители 131-го авиакрыла действовали по наземным целям, а самолеты из 133-го крыла прикрывали высадку воздушного десанта американцев на участке «Юта».

Предыдущая Оглавление Следующая