ОНИ ЛЕТАЛИ НА «СПИТФАЙРАХ»
О боевом пути французских летчиков-истребителей, воевавших в составе ВВС Великобритании написано немало. После выхода на русском языке книги «Большое шоу» знаменитого французского летчика-аса Пьера Клостермана (33 воздушные победы), летавшего сначала на «спитфайрах» различных модификаций, а затем на тяжелом истребителе «Темпест», публикация статьи «Французы на «спитфайрах» представляется излишней.
Впрочем, приведем один из эпизодов боевой деятельности французского аса — высотный перехват самолета противника, произошедший 21 февраля 1944 г. В это время Клостерман служил на Оркнейских островах, прикрывая с воздуха военно-морскую базу Скапа-Флоу. «В состав нашей боевой техники входили 7 или 8 «Спитфайров-V» - «обрезанных, укороченных и загнанных» и 4 великолепных «Страто-Спитфайра VII». Эти «Спиты-VII» были особыми машинами. Размах их крыла увеличили, и благодаря двигателям с двухступенчатым нагнетателем и герметическим кабинам, они могли подниматься практически до 50 000 футов. Было изготовлено лишь 10 таких самолетов и отправлено в стратегические точки Великобритании.
Наши механики отполировали их с нежной заботой. Мы также сняли крыльевые пулеметы, оставив лишь две 20-мм малокалиберные пушки.
Периодически немцы отправляли на разведку Юнкерс Ju 88, чтобы наблюдать за передвижением британского флота, а совсем недавно самолету неизвестного типа удалось сфотографировать Скапа-Флоу с высоты 47000 футов. Поэтому мы всегда держали в состоянии боевой готовности по паре «Спитов-V» и «Страто-спитов-VII»
21 февраля стояла ясная погода, но было очень холодно. От нечего делать мы с Яном Блейром играли в шахматы. ... Со стуком подбитых гвоздями ботинок в коридор ворвались механики. Я кинулся к двери, крича «Взлет по тревоге, взлет по тревоге!». Мой напарник Ян Блейр выпрыгнул из окна.
Менее чем за пятьдесят секунд меня усадили в кабину, пристегнули ремнями, подключили кислород. Пока механики закрепляли надо мной винтами герметический фонарь кабины, двигатель работал на малом газу.
...Мы поднялись на 33000 футов. Я оглянулся и увидел белый инверсионный след, описывающий большой круг над военно-морской базой, где-то в 7000 футах над нами.
Мне было интересно, какая это может быть машина — может один из новых Юнкерсов Ju 86P? В любом случае он ничуть не беспокоился и спокойно продолжал делать свои фотоснимки.
Мы сейчас находились как раз между Германией и Норвегией. Если бы мы смогли подняться на его высоту и остаться незамеченными, то отрезали бы ему путь к отходу.
Я прибавил газа. Ян с легкостью следовал за мной. Его «Спитфайр» превосходил мой по летным характеристикам.
Немец все еще не высказывал никаких признаков беспокойства - вероятно думал, что на такой высоте он в безопасности.
В этот момент открыла огонь тяжелая зенитная артиллерия, но черные клубы дыма от разрывов снарядов появлялись значительно ниже белого следа.
41000 футов! Холод действительно становится жутким. За нашими машинами потянулись белые жгуты инверсионного следа.
"Спитфайры" 340-й эскадрильи "Свободная Франция" готовятся к взлету